Педология подростка. Половое созревание, страница 62

Этот предрассудок разоблачен в нашей яслевой педагогике .(А. Б. Залкинд). Но ему соответствует другой, столь же крепко укоренившийся и состоящий в том, что в переходном возрасте подросток вовсе не нуждается в физическом воспитании. В традиционной системе воспитания подростка физическое воспитание большей' частью отсутствовало вовсе. Между тем, вся картина физического. развития, нарисованная нами, говорит о том, что планомерная сознательная организация этого развития, воздействие на него и направление - со стороны воспитания могут служить единственным залогом благополучного протекания всего кризиса.

Таблица № 10.

Минимальные и максимальные величины по возрастам по данным И. А. Арямова.

Возраст.

Колич. обслед.

Вес.

Рост.

Окружность груди.

Максимум.

Минимум.

Разность.

Максимум

Минимум.

Разность.

Максимум

Минимум.

Разность.

15 лет.

9

63,3

35,1

28,2

173,0

133,5

39,5

82,0

68,0

14,0

16 лет.

23

65,8

40,0

25,8

177,5

144,5

33,0

87,0

71,0

16,0

17 лет.

3

68,7

40,0

28,7

165,0

153,0

22,0

90,0

72,0

18,0

18 лет.

35

76,0

38,1

37,9

177,0

141,0

36,0

93,0

73,0

20,0

При этом, подобно тому, как необходимость физического воспитания вызывается целым комплексом внутренне связанных между собой моментов в физическом развитии, а не одним каким-нибудь фактором, так точно и физическое воспитание с педологической точки зрения направлено не на один какой-нибудь момент в развитии организма, но является основой всех процессов развития.

Мы назвали выше утомляемость и повышенную ранимость моментами, требующими вмешательства физического воспитания в развитие подростка. Но оба они тесно связаны между собой. Отмечаемый некоторыми авторами (Штефко) необычайно ранний склероз мозговых сосудов (около 20 лет) или нажитая психическая инвалидность, как ее называет проф. Ганнушкин, являются крайним выражением патологического влияния переутомления. «Переутомление физическое, интеллектуальное, еще более эффективно-моральное -  в этом существо дела - производит целый ряд изменений в функциях организма: происходит расстройство обмена веществ, нарушается сердечно-сосудистая деятельность, неправильно функционирует вегетативная нервная система и система желез внутренней секреции. В результате всех этих длительных и интенсивных непорядков развиваются прежде всего стойкие изменения, изнашивание, склероз всей сосудистой системы».

Но физическое развитие, как показывают исследования, обусловливает в детском и переходном возрасте правильное протекание всех остальных процессов развития. Мы приведем в виде иллюстрации данные из исследования И. А. Арямова о физическом развитии неуспевающих учеников ФЗУ. В дальнейшем мы узнаем, что результаты исследований Кинга Ирвинга показали связь между задержкой полового развития и падением школьной успешности. Это же обнаруживают и данные И. А. Арямова с другой стороны - в отношении физического недоразвития и неуспеваемости.

Все эти данные говорят о том, что «неуспевающие в школе отличаются далеко не полноценным физическим развитием». Они отстают и в свом умственном развитии и в школьной успешности. Неуспевающий ученик отстает от среднего и в росте, и в весе, и в состоянии здоровья. неуспевающих отстают в своем физическом развитии, а это значит, что борьба за нормальное физическое развитие - физическое воспитание - есть мощное средство борьбы с неуспеваемостью. Огромная заслуга педологического исследования между прочим, в том и заключается, что оно открывает связь между такими моментами в развитии, которые с внешнего вида никак между собой не связаны. Оно указывает на физическое воспитание, как на одно из средств повышения школьной успешности. В этом и состоит то «комплексное» значение физического воспитания, о котором мы говорили выше.