Педология подростка. Половое созревание, страница 112

«В условиях современного общества — говорит проф. Блонский — массовый подросток работник, но к работе надо приспособиться, и подростничество — эпоха травм. Травматические повреждения максимальны именно в годы подростничества». И совершенно в согласии с этим он продолжает: «если подростничество — эпоха приспособления к работе и травматических повреждений, то юность — эпоха приспособления к половой зрелой жизни; приспособление к половой жизни дает себя знать максимумом венерических и женских заболеваний».

Мы, таким образом, видим, что все заболевания этого возраста носят травматический характер, что означает, что происходит ранение организма в самый ответственный период его развития внешними неблагоприятными моментами.

Мы не могли бы лучше выразить самую сущность кондициональной теории осложнений переходного возраста, чем определив их, как травматические. В очень широкой мере такой же характер носят и психологические конфликты, столь богатые в этом возрасте. Частая трудновоспитуемость, частые реактивные психические и нервные расстройства, частые психические травмы - все это говорит о том же: не в конституциональном, а в кондициональном отношении переходный возраст оказывается патогеничным.

Однако, травматические повреждения и нарушения представляют одну только сторону конфликтов переходного возраста. Для целого ряда конституциональных моментов он также является чрезвычайно чувствительным реактивом, обнаруживающим особенности организма, до того скрытые и не проявляющиеся вовсе. Можно было бы обобщая эти моменты  сказать, что переходный возраст представляет совокупность условий, в высшей степени благоприятствующих как внешним травматическим воздействиям, так и обострению и проявлению внутренних конституциональных задатков и предрасположений, которые до того находились в латентном состоянии. Половое созревание переводит их из потенциального в актуальное состояние.

Мы привели уже выше мнение Гомбургера о несостоятельности традиционного взгляда на переходный возраст, как на возраст, который сам по себе в силу своих биологических особенностей, обрекает подростка на опасный путь по самой границе, отделяющей нормальную психическую жизнь от болезни. Этот автор развивает два соображения, думается нам, совершенно основательные, для опровержения этого взгляда.

Во-первых, целый ряд особенностей, многие аномалии в структуре личности, многие уклонения от нормального типа просто не замечаются раньше в детстве и приобретают вместе со всеми сторонами организма усиленное выражение в этот период общего подъема всей жизнедеятельности. Переходный возраст, таким образом, играет по отношению к этим особенностям роль рупора, резонатора, усилителя. На фоне общего укрупнения всех черт и эти становятся выразительнее и более бросаются в глаза.

Второе соображение важнее. Оно говорит о том, что и на деле многие аномалии, уклонения от нормы, черты недостаточности, неблагоприятные задатки усиливаются в этот период, когда общие требования к приспособлению организма безмерно повышаются. Недостатки механизма, которые не давали особо чувствительно о себе знать на ровной дороге, служат часто причиной катастрофы, когда паровоз берет крутой подъем.

Но все это очень далеко от признания самого возраста, его конституции патогеничной; этот возраст оказывается критическим для того, кто в собственной своей конституции несет патогенные моменты. Ведь тот же Гомбургер наряду с обострением и усилением всевозможного вида осложнений в эту эпоху, показал, что целый ряд психопатических вариантов личности (т.е. пограничных между болезнью и нормой аномальных состояний в детском возрасте) должен рассматриваться, как ряд обусловленный задержу кой созревания,  затянувшимся детским состоянием (инфантилизмом).

Недоразвитие и всевозможного рода задержки и нарушения развития особо остро дают себя знать в критическую — эпоху созревания; Таким образом, не наступление, но задержка псового созревания является в данном случае причиной осложнения. Подобные отношения между периодами полового созревания и патологическими осложнениями кажутся нам в свете развитых выше идей не менее характерными для биологического понимания этого возраста, чем обратные, наиболее часто наблюдавшиеся и наиболее прочно вошедшие в общее сознание.