Педология подростка. Половое созревание, страница 58

Но с этим же бурным и резким подъемом связаны и опасности, составляющие отрицательные стороны этого возраста. Нарушенное равновесие приводит часто к конфликтам. Так, рост мускульной силы (плюс этого возраста сопровождается большой утомляемостью подростка, вследствие усиленной траты энергии на рост и переменчивого, неустойчивого состояния целого ряда органических систем (минус этого возраста); рост сердца и увеличение кровяного давления (+) сопровождаются нарушениями в деятельности кровообращения (—); усложнение и повышение нервной деятельности (+) сопровождается понижением работоспособности, неустойчивостью, срывами в работе нервной системы (—).

Все эти минусы не должны в наших глазах затемнить основную черту этого возраста: мощный подъем жизнедеятельности всего организма. Все минусы это только теневая сторона бурного подъема.

Эти двойственные изменения в физическом облике ребенка, вступающего в период полового созревания, находят свое ясное выражение в моторной сфере. Неловкость и неуклюжесть подростка,  угловатость его движений, множество лишних движений—все это настолько бросается в глаза, что давно было отмечено житейским наблюдением, как отличительный внешний симптом возраста. Он имеет свое основание в действительной перестройке всей моторики подростка. Вступая в период полового созревания, подросток утрачивает ту особую грациозность движений, которая составляет отличительную черту детства, особенно раннего.

Все движения ребенка, говорит Гомбургер, приобретают свой характерный отпечаток благодаря текучести линий движений и поз, благодаря детской грации и наслаждению. Движениями. Эта грациозность детских движений, как показал М. О. Гуревич, объясняется; преобладанием крупных, больших движений над тонкими и мелкими с одной стороны, а с другой - самим характером иннервации, в котором преобладает автоматическая структура над произвольной.

Именно преизбыток произвольной иннервации, вмешательство произвольных импульсов в движения, протекающие автоматически у детей и взрослых, разрушение первичного автоматизма детской моторики и отсутствие вторичного выработанного автоматизма зрелой моторики создает то впечатление искусственности, нарочитости, принужденности, ненатуральности, неестественности, подчас вычурности и натянутости жестов, мимики, движений и поз подростка. Мы должны отметить здесь преобладание „волевого нажима", проявление того кортикального темперамента, того одностороннего господства коры головного мозга, о котором мы говорили в начале настоящего очерка.

Натуральная моторика детского возраста отмерла. Начинается выработка сложных моторных формул культурных (так наз. произвольных) движений. Когда эти формулы будут выработаны, они снова создадут автоматическую основу моторики, которая характерна для взрослого человека. Но сейчас в переходном возрасте происходит самый процесс выработки этих формул. Наблюдая движения подростка мы как бы присутствуем в лаборатории, где вырабатываются и создаются сложные формулы культурных движений и следим за изменением структуры мозговых центров, заведующих движением»

Самое важное, что мы замечаем при этом, это завоевание моторики высшими центрами. Но переход к высшим формам движения здесь, как и в остальных сторонах переходного возраста - сопровождается конфликтом, временным снижением, как бы опусканием на низшую ступень. На самом же деле угловатость и неловкость движений подростка свидетельствует о нарастающей власти кортикальных импульсов над моторикой подростка.

Гомбургер склонен объяснить деградацию моторики в переходном возрасте неравномерностью в развитии отдельных частей мозга. По его указанию, центральные части нервной системы отстают в своем развитии от подчиненных им частей среднего мозга. Благодаря этому нарушается контроль психомоторной области, и происходит рецидив примитивности, начинают преобладать мало целесообразные движения. Если влияние этого момента и нельзя исключить при объяснении изменений в моторной сфере подростка, то всё же нельзя не отметить, что один этот момент не в состоянии все же объяснить всю картину этих изменений в целом, так как другая сторона—именно возрастающее господство высших центров—при этом не учитывается вовсе. Между тем, именно соединение, одновременное наличие того и другого момента является характерной чертой этого возраста.