Педология подростка. Половое созревание, страница 51

Но это - противоречие, которое движет развитием, из которого берут по-видимому начало все основные процессы развития в этот период. Мы видели, что в натуральной своей форме процесс созревания означает окончание и приостановку, завершение и прекращение процессов развития. Период полового созревания у животных является конечным пунктом процессов развития. У человека он одновременно является и конечным пунктом, и отправным пунктом процессов развития. Уже в примитивной форме созревания можно видеть это со всей ясностью.

Мысль Руссо, что период полового созревания является вторым рождением и что человек рождается дважды: один раз, чтобы существовать и другой, чтобы продолжать род, является прекрасным образным выражением того перелома, той катастрофы в развитии, которые знаменуют период созревания. «Второе рождение, говорит Руссо, есть, поистине, критическая эпоха, т.-е. создание новой психической и физической организации». В примитивном обществе обряды и церемонии, означающие наступление социальной зрелости в период полового созревания, реализует в материальной форме эту идею Руссо.

В примитивном обществе, как устанавливает на основе многочисленных наблюдений целого ряда исследователей Леви-Брюль, ребенок до поры полового созревания не является полноценным «совершенным» членом социальной группы. Целый ряд фактов неоспоримо показывает, что он рассматривается, как неотделившееся еще от своих родителей существо. Только по наступлении половой зрелости совершаются особые мистические церемонии посвящения, которые только и могут сделать ребенка социально-зрелым и самостоятельным существом, членом социальной группы. Анализируя все эти многообразные и различные у разных племен церемонии, Леви-Брюль приходит к выводу, что все они напоминают и означают в сущности - с одной стороны обряды смерти, с другой — обряды рождения.

Подростков отделяют от детей и женщин, которым говорят, что они умерли. Подростка подвергают разнообразнейшим испытаниям; они долги и мучительны, иногда превращаются в подлинные пытки. Лишение сна и пищи, удары бича и палки, удары по голове, вырывание зубов и волос, порезы, укусы ядовитых насекомых, подвешивание на крюках, продетых сквозь мясо, испытание огнем, — все эти обряды имеют целью не только испытать мужество подростка, сопротивление страданию, перенесение боли и другие необходимые для воина качества. Мистический смысл всех этих обрядов заключается в умерщвлении старой души и в рождении новой, в разрыве мистической связи ребенка с родителями и в установлении мистической связи с социальной группой, с племенем.

Мы видим, что в этой примитивной форме созревания, которая является переходной от натуральной формы, характерной для животных, к культурной, отличающей современного подростка, уже отделен и осознан в мистических церемониях момент социального созревания, второго рождения. Но он еще почти совпадает — во всяком случае во времени — с моментом полового созревания.

Как отмечает Турнвальд, срок наступления созревания в общем является тем же у примитива-подростка, что и у культурного, но приостановка психологического развития с наступлением половой зрелости у примитивов может считаться установленным фактом, с котором согласны все наблюдатели. Ссылаясь на наблюдения Хокарта и свои, Турнвальд отмечает возраст 15 лет, как время наибольшего расцвета умственных сил и способностей у примитивных племен. Вспомним, что и наши тесты умственного развития, как скала Бинэ, устанавливают завершение умственного развития в 16 лет. К этому вопросу мы еще будем иметь случай вернуться. Сейчас отметим только, что и у культурного подростка половое созревание знаменует окончание одних процессов развития и начало других.

Но и приостановка умственного развития в эпоху полового созревания у примитивов, как справедливо говорит Турнвальд далее, есть следствие не только чисто физиологического, но и социально-психологического фактора. Это обстоятельство первостепенной важности, проливающее свет на всю проблему и дающее необходимые предпосылки к ее правильной постановке.