Педология подростка. Половое созревание, страница 97

Болезнь их усиливает, выявляет эти свойства и отсюда создалось мнение, что в самих болезненных процессах мы должны видеть не только извращение нормальной жизнедеятельности и свойств организма, но часто только доведенные до конца, до наиболее яркого выражения те же самые особенности и свойства организма, которые менее заметно проявлялись и существовали и до момента заболевания. Поэтому говорят часто, что патология есть «утрированная норма»; отсюда открылось огромное значение изучения ненормальных явлений для понимания нормальных и обратно, необходимость знания особенностей здорового организма для правильного понимания характера самой болезни.

Мы видим, таким образом, что понятие конституции, возникшее в учении о болезни, постепенно вышло за эти узкие пределы и стало применяться ко всем здоровым людям, означая всю совокупность свойств и особенностей строения их тела, их физиологических и психологических функций. В последнее время это понятие еще больше расширилось.

Кречмер первый обратил внимание и своими исследованиями подтвердил тот факт, что существует зависимость не только между конституцией и болезнью вообще, но между строением тела и соответствующим типом душевного заболевания. Он показал, что среди душевнобольных также обнаруживается известная закономерность, и что лица, отличающиеся определенным типом строения тела обнаруживают предрасположение к заболеванию тем или иным типом психоза. Эта связь между строением тела и между душевным заболеванием, как и прежняя связь между понятием нормальной конституции и характером болезни, опять привела исследователей к тому, что самое это понятие было выведено за пределы патологии

На этот раз заслуга опять принадлежит Кречмеру: он установил, что и здесь душевная болезнь не отделена непроходимой чертой от душевного здоровья, что они соединены целым рядом переходных форм, и что даже в состоянии полной нормы мы наблюдаем те же основные типы темперамента и характера, которые в своем крайнем патологическом выражении мы узнаем в психозах.

Таким образом, понятие психологической конституции было распространено также на переходные и ненормальные состояния и охватило собою весь круг нормальных и патологических нервно-психических особенностей и свойств организма.

Мы можем сейчас не останавливаться подробно на одной из самых сложных проблем конституции, именно, на вопросе о том, что надо понимать под конституцией; совокупность ли свойств, обусловленных наследственными задатками, или же совокупность свойств, характеризующих организм и возникших в процессе взаимодействия наследственных задатков с внешними влияниями среды. В сущности говоря, этот вопрос в большой мере зависит от того, что мы условимся понимать под этим термином. Многие авторы сохраняют оба понимания, говоря в одном случае о генотипической конституции, тогда когда речь идет о совокупности свойств, обусловленных наследственными задатками, и о фенотипической конституции, тогда когда речь идет о совокупности свойств, обусловленных и наследственными задатками и приобретенными особенностями.

Нам остается только сделать еще один шаг и проследить последнее расширение этого понятия для того, чтобы перейти непосредственно к интересующему нас вопросу. Этот шаг заключается в понятии динамической или возрастной конституции, которая характеризует совокупность свойств организма так, как они проявляются на каждой возрастной ступени. С этой точки зрения, многие авторы, как Блонский, говорят о возрастных конституциях, которые в отличие от конституций взрослого человека являются динамическими, изменчивыми. В самом деле: на каждой данной возрастной ступени строение тела ребенка, его физиологические и психологические функции отличаются целым рядом особенностей, которые принято называть возрастными симптомо-комплексами.