Педология подростка. Половое созревание, страница 42

Но над этой примитивной формой возвышаются сложные формы культурного созревания. И, это культурное созревание не порывает своей связи с природой, и здесь возвращаются природные сексуальные инстинкты, но здесь их появление оказывается более сложным, преобразованным, обогащенным другими явлениями психологического созревания, которые основываются на других задатках культурного человека.

Поэтому, говорит этот автор, было бы ложно, если бы кто-нибудь пытался, как это часто делают, поставить все явления созревания культурного человека в прямую каузальную связь с явлениями полового созревания. Социальное включение, выбор профессии и другие моменты являются, таким образом, не связанными непосредственно с явлениями полового созревания. Но основой все же остается «потребность в дополнении», из которой вытекают основные черты структуры этого возраста. Та же по существу потребность определяет душевное созревание: именно тоска и стремление, искание, которое дает всем функциям направленность на будущее. «Итак, мы можем определить душевное созревание, как потребность в дополнении», говорит Ш. Бюлер.

«Биологический смысл ее ясен, природа вырывает ребенка из его прежней жизни, из удовлетворения его прежней средой, чтобы он стремился к новому, дальнейшему и искал встречи».

Теория Ш. Бюлер представляет важный шаг вперед, поскольку она пытается отрицать примитивную, прямую связь всех изменений переходного периода с половым созреванием, и поскольку она пытается найти более сложную связь, в частности указывает на обратное влияние культурного созревания на изменение форм полового созревания.

Однако два недостатка еще полностью сохраняются в этой теории. Это, во-первых, отличающий ее телеологизм, представление о биологической целесообразности, из которого она исходит, о предустановленной биологической гармонии, существующей между половым созреванием и всеми остальными проявлениями этого возраста.

Поэтому и Ш. Бюлер все же остается во власти чисто и узко биологического понимания проблемы переходного возраста, поскольку даже и в культурной форме созревания она склонна видеть все же в конце концов некоторую надстройку над половым созреванием.

Второй ошибкой Бюлер является одностороннее выдвижение в центр всего возраста потребности в дополнении. Трудно понять, что автор имеет в виду под этой специально сконструированной потребностью: врожденный инстинкт, общую установку, просто настроение.

В первом случае эта теория возвращает нас к теории Грооса и следовательно тем самым к «усыпительной способности» опия. Во втором случае она представляет просто другими словами сформулированную проблему и сама нуждается в объяснении.

Шпрангер остроумно замечает по поводу этой теории, что во многих пунктах и даже в основном принципиальном своем моменте она верна только по отношению, к девочкам. Это замечание вскрывает, что в сущности в основе этой теории лежит частная особенность психологии девочки определенной социальной группы, возведенная в объяснительный принцип.

Еще более сложную форму отношений между половым созреванием и психологическими явлениями в ту же эпоху выдвигает психоаналитическая теория Фрейда. Психоанализ представляет собой сложное психологическое учение о роли бессознательного" в психической жизни человека и о методе его исследования. В основе всего поведения, согласно этому учению, лежит половой инстинкт, который является динамической основой, первым двигателем всего развития человека.

Эту теорию в применении к переходному возрасту, правда, в критической форме, развивает Бернфельд.

Три основных положения характерны для этой теории. Мы приведем их для того, чтобы сама эта теория сделалась понятной. Первое заключается в утверждении, что половой инстинкт и система связанных с ним влечений начинает проявляться у ребенка задолго до полового созревания, с самых первых дней его жизни. Нет ничего более неверного, с точки зрения этой теории, чем учение о внеполом детстве.