Педология подростка. Половое созревание, страница 68

Эта борьба, как всякая борьба, может кончиться по-разному. Решающее значение при этом имеют внешние условия, в которых протекает эта борьба и которые могут сказать свое решающее слово в ту или другую сторону, и сама личность подростка, степень ее культурной воспитанности, сила ее социальных и творческих идеалов и установок. Очень часто выход находится в чрезмерно ранней половой жизни, иногда — в особых, ненормальных ее формах. Часто борьба оказывается затяжной и приводит к глубоким осложнениям. И тот и другой случай должны рассматриваться, как перепутья в развитии подростка, уводящие его с прямого пути, по которому оно должно идти.

Этот прямой путь развития, намеченный культурно-историческим развитием человека, есть путь сублимации, т. е. отклонения нервной энергии, связанной с половым инстинктом, от ее прямых целей и переключение ее на новые пути социально-творческой деятельности. Подобно тому, как один вид физической энергии может быть превращен в другой, энергия тепловая в электрическую, механическую, световую и т. п., подобно этому и нервная энергия не распределена неизменно и не связана необходимо с отдельными функциями и инстинктами.

Она может быть перераспределена, отвлечена, превращена в другие формы траты энергии. Отроческая и юношеская любовь есть самая естественная, созданная культурным человеком форма сублимации полового инстинкта человека в этом возрасте. Творческая деятельность (научная, художественная, общественная) есть другая форма того же процесса.

Было бы однако ошибкой видеть в творчестве подростка исключительно процесс сублимации половой энергии. Период полового созревания, как мы видели, сопровождается общим подъемом жизнедеятельности, общим усилением процессов развития, поднятием на высшую ступень всего поведения подростка. Творчество подростка и опирается на этот общий подъем жизнедеятельности, на общий органический усиленный рост всех функций и всех органов в этот период. Но к рассмотрению процессов сублимации с психологической стороны мы вернемся в следующей главе.

В очерке, посвященном психологии полового созревания, мы будем иметь случай подробно остановиться на проблеме любви в переходном возрасте и на взаимоотношении любви и полового инстинкта. Здесь мы хотела бы указать на то, что любовь берет начало в процессах созревания. Первым ее предвестником  и основой является проявляющийся в эпоху созревания интерес к другому полу. Было бы ошибкой рассматривать любовь в переходном возрасте, как простой рефлекс полового инстинкта. Напротив, все что мы знаем, говорит о необычайной сложности как состава и структуры, так и процессов развития этого чувства.

Стенли Холл указывает на стремления «показать» себя, как на вторую основу этого чувства. Все, что может выделить и показать силу, ловкость, смелость ум у мальчиков, красоту и изящество у девочек начинает доминировать в поведении. С. Холл отмечает далее пять этапов, через которые проходит в своем развитии любовь: увлечение старшими, увлечение сверстниками, сопровождающееся отдалением, скрытностью и т. д. Для нас сейчас важна лишь отмечаемая С. Холлом сложность этого процесса развития, изменение и многообразное преломление объектов влюбленности, вызревание отдельных элементов этого сложного комплекса, своеобразный негативизм, в котором проявляется в особой форме все тот же повышенный интерес к другому полу или реакция на неудовлетворенный интерес (женоненавистничество у мальчиков и т. п.).

Подобно тому, как Фрейд пытается установить путем анализа состав частичных влечений, образующих половой инстинкт, называя разделенные в детстве влечения к созерцанию, к самовыставлению и к жестокости, многие авторы пытаются указать сложность состава процессов любви путем перечисления элементов этого комплекса. Так Спенсер насчитывает девять таких элементов, Левенфельд три основных элемента. Но только определение сложной органической структуры любви может нас приблизить к научному пониманию этого процесса, который Молль называет переработанным в большом мозгу половым инстинктом.