Педология подростка. Половое созревание, страница 19

Пиаже удалось не только развить теорию этого метода, но и прекрасно обосновать его применимость к изучению развития мышления, речи и мировоззрения ребенка. В частности клинический метод имеет огромное значение и при разработке сравнительных данных, т.-е. изучение детей не нормальных, дефективных, умственно-отсталых и т. д.

Метод тестов, о котором мы будем говорить дальше, ставит себе главной задачей исследование детей в совершенно одинаковых условиях для того, чтобы было возможно отнести их к известной шкале и подвергнуть результаты статистической обработке. Он не годится для глубокого исследования процессов происходящих в развивающемся ребенке, как и метод чистого наблюдения.

Клинический метод пытается изучить проявления ребенка так, как психиатр изучает симптомы какой-нибудь психической болезни, и свести их к известному единству.

Клинический метод имеет то огромное преимущество, что он позволяет изучить все действительное положительное своеобразие ребенка на каждом этапе его развития. Огромным недостатком целого ряда педологических методов является то, что в основе своей они являются методами, дающими «негативный снимок» с личности ребенка, т.-е. устанавливающими то, чего нет у ребенка, чем и насколько он отличается от взрослого (насколько меньше запоминает, насколько меньше знает и ориентируется и пр., и пр.). Клинический метод ставит себе задачу — дать «позитивный снимок» с личности ребенка, т.-е. выявить и уловить все положительное своеобразие детского мышления и других сторон личности ребенка. В этом его огромное достоинство второе и неменьшее достоинство его заключается в том, что он -.о самой основе принадлежит к числу синтетических методов т.-е. наиболее отвечающих основным задачам педологии.

Наконец, к последней группе относится широко распространенный сейчас в педологии метод тестов. Этот метод применяется в целом ряде областей и в частности в педологии для исследования умственной одаренности и умственного развития, в психотехнике при определении профессиональной пригодности и отборе, в педагогике при определении школьной успешности и т. д. В зависимости от этого существует много различных систем и методов тестов

Идея тестов, т.-е. особых задач, предлагаемых для решения принадлежит американскому психологу Кетелу, который пытался обрисовать картину личности на основе 10 основных экспериментов.

Эта попытка ему не удалась, так как эксперименты эти затрагивали самые примитивные функции вроде измерения силы правой и левой руки, измерения чувствительности кожи и т. д. Позже за эту идею взялся Бинэ. Он сконструировал так называемые синтетические эксперименты, которые испытывают различные стороны развития ребенка и позволяют установить общий умственный облик ребенка.

Этот способ исследования отличается от эксперимента, главным образом, своей целью. Целью этого исследования является диагноз.

В настоящее время вся масса применяемых тестов распадается на три основных группы. Первую группу составляют тесты, исследующие умственную одаренность ребенка и подростка. Вторую группу составляют тесты, исследующие умственное развитие ребенка и позволяющие следить за этим процессом, по годам. Наконец, самыми недавними являются тесты третьей группы, имеющие своей целью измерение и учет школьной успешности. Следует различать количественный и качественный тест. Первый основан на измерении, на числовом выражении результатов, второй - на определении и выявлении качественных особенностей. Примером первого вида тестов могут служить общеизвестные тесты Бине или Россолимо, примером качественного теста — могут служить исследования типа памяти (зрительной, слуховой, моторной) или стадии развития мышления ребенка (предметности, действий, признаков и отношений).

Наконец, на последнем месте стоит раньше всех других разработанный анкетный метод, сущность которого заключается в том, что проводится опрос более или менее значительного числа лиц, по известному вопроснику, материал затем обрабатывается и получаются известные общие результаты. Недостатком этого метода является недостаточная глубина его и отсутствие анализа.