Педология подростка. Половое созревание, страница 69

Расхождение в половом созревании мальчиков и девочек сказывается в сроках созревания и в характере протекания этого процесса. Что касается сроков, мы уже говорили, что созревание у девочек начинается и оканчивается раньше чем у мальчиков. Можно было бы ожидать в связи с этим, что половой инстинкт девушек, созревающий в более раннем возрасте, обнаружит и более резкие проявления. На деле это не так.

«В силу чисто физиологических условий, говорит М. М. Рубинштейн, половой инстинкт обнаруживается у мальчиков скорее, чем у девочек. У девочек это влечение вообще в прямом его виде очень долго молчит, тем более, что строение ее органов не дает такой явной возможности подметить и почувствовать половое возбуждение».

Как известно, самая структура полового инстинкта у женщины иная, чем у мужчины. Связь с деторождением и материнством, значительно большее место занимаемое в связи с этим половым инстинктом в жизни женщины, своеобразие полового аппарата и: половой функции женщины, — все это приводит к глубоким качественным отличиям в половом созревании девушки. В дальнейшем, касаясь половой жизни современной молодежи, мы должны будем указать на своеобразное протекание этой жизни и девушки.

В связи с этим половой инстинкт носит у девушек более диффузный, более разлитой, менее собранный и определенный характер. Подобно тому, как мы различаем первичные и вторичные морфологические признаки пола, следует и в физиологических и в психологических процессах, связанных с полом, различать первичные и вторичные функции. Созревание девушек и характеризуется усилением и богатством этих вторичных функций. «У девушек, говорит М. М. Рубинштейн, проявление прямого полового чувства в юности особенно в отрочестве, встречается редко; оно принимает большей частью характер стремления ко всякого рода вторичным проявлениям и к сопровождающим моментам, как ухаживание, танцы внимание всякого рода и т. д.

Липман, посвятивший большое исследование половым различиям в детстве и переходном возрасте, устанавливает, как общий итог, повышенную ранимость девушки, по сравнению с малайками. Это приобретает особенное значение в эпоху созревания—в эпоху начала менструации.

Эти расхождения в развитии мальчиков и девочек, особенно возрастающие к эпохе полового созревания, дали повод педагогике выдвинуть идею раздельного воспитания обоих полов. Основная идея этого раздельного воспитания заключалась, во-первых, в приспособлении и всего учебного и воспитательного материала к своеобразию психологии мальчиков и девочек и их будущей роли в жизни, и во-вторых в стремлении оберечь детей и подростков от преждевременного пробуждения полового инстинкта и, связанных с ним интересов к другому полу и влечений.

Несостоятельность этой точки зрения была уже достаточна обнаружена и на практике и в теории. Изолированность, оторванность от другого пола приводила на деле к обратным результатам:

к обострению половых проявлений, к выработке взгляда на лиц другого пола, как на сексуальный раздражитель, к отделению полового инстинкта от всех сложных психологических связей и образований, в которых он находит свое культурное продолжение и развитие, извращенное и преждевременно ранние формы его проявления. Многие педагоги, учитывающие это, высказываются за раздельное воспитание только в период полового созревания.

Но все доводы, говорящие против раздельного воспитания в детском возрасте, приобретают еще большее значение тогда, когда речь идет о подростках. Принципом совместного воспитания полов является учет всей полноты различий между подростками разного пола и использование этих различий, как основного средства полового воспитания. Половое воспитание и есть воспитание поведения по отношению к лицам другого пола. Оно невозможно вне совместного воспитания.

И Д Гельман произвел в 1922 году анкету в одном из московских вузов, охватившую около 1600 человек. Эта анкета дает нам фактические сведения о характере и формах половой жизни современной молодежи. Путем сопоставления" этих данных с данными других анкет, произведенных за границей среди буржуазного студенчества, и в довоенные годы среди дореволюционного русского студенчества мы легко можем установить основные черты, характерные для нашей молодежи.