Педология подростка. Половое созревание, страница 91

Это положение совершенно ясно вытекает из самого учения о сублимации, которое основано на взаимодействии полового инстинкта со всеми остальными формами поведения и потребностей. Таким образом, работая над другими интересами, над другими сторонами деятельности мы тем самым создаем пути для сублимации полового влечения и тем самым воспитываем его.

Второе положение заключается в том, что нет ни одного процесса учебно-воспитательной работы, где бы не включался в той или иной степени Элемент полового воспитания. И, наконец третье нет ни одного возраста детства, где в той или иной степени не учитывался бы среди других объектов воспитания также и половой фактор. Вся книга проф, Залкинда и посвящена подробному рассмотрению того, как такие моменты, как педагогическая среда, обществоведение и естествознание, искусство и труд, детский коллектив и пионерское движение, физкультура и совместное воспитание полов, как все эти моменты могут явиться важнейшими точками опоры в деле полового воспитания.

Все эти моменты основаны на методике переключений полового инстинкта и перевода его энергии на высшие пути творчески деятельности. В основе, думается нам, здесь действительно разрешается данная проблема с ее практической стороны, но мы считали бы и с теоретической, и с практической стороны неполным такое положение вещей, как мы уже указывали потому, что здесь забывается или обходится самая личность подростка. Обычно вопрос ставится и практически решается так, как если бы самого подростка не существовало как если бы все половое воспитание имело дело с переживаниями, влечениями, как с объектами.

Все половое воспитание обычно и строилось на законном воздействии на нервную систему подростка, создавая в ней сложную систему канализационных и отводных путей. Но оно не принимало во внимание того обстоятельства, что личность самого подростка в эту; пору созревает и оформляется, что самая характерная черта этого возраста заключается в том, что эта личность впервые пытается овладеть всем своим внутренним миром и всем своим поведением.

Человек в отличие от животного овладевает своими влечениям, подчиняет своему господству силу своих инстинктов, накладывает печать своей воли на свое поведение, создает себе новые потребности, сам активно направляет свое поведение в ту или другую сторону. Было бы огромной ошибкой преувеличивать эту силу или власть личности над своим поведением, но было бы также ошибкой недоучитывать этот новый фактор, который оказывает решающее влияние на весь процесс сублимации, а значит и полового воспитания.

Ницше, имея в виду огромный запас естественной энергии, заложенной в половом инстинкте, говорит: «ненависть, гнев, половой инстинкт и т. д. можно было бы с успехом приставить к машине или заставить производить какую-либо ту или другую полезную работу, например, колоть дрова, разносить письма или ходить за плугом. Инстинкт должен находить исход в труде». Ницше выражает здесь ту мысль, что существуют физическое эквиваленты нервной энергии, что инстинкты рассматриваемые с этой точки зрения, являются такими же природными силами, как и те, которые человек в процессе труда подчиняет своей власти.

Самая характерная черта человеческого поведения, черта проявляющаяся в переходном возрасте, заключается в том, что человек регулирует деятельность своих инстинктов на основе подчинения своей власти процессов собственного поведения. Тем самым открывается огромная возможность влияния на половую жизнь человека через его собственные усилия.

Нам думается, что конечная цель полового воспитания заключается не только в оберегании полового инстинкта от его конверзионных извращений, от его паразитирующего развития, от его удовлетворения по линии наименьшего сопротивления, связанного с преждевременной растратой, даже не в том только, чтобы создавать пути и возможности отвлечения и сублимации этого инстинкта, но главным образом в том, чтобы созвать личною этику подростка.