Педология подростка. Половое созревание, страница 106

Так, согласно этому взгляду, кит относится к классу рыб. потому что и по строению своего тела, и по всему внешнему облику он ближе напоминает водных животных, рыб, чем земных. По внешнему виду, фенотипически кит, конечно, родственнее акулам и щукам, чем оленям и зайцам.

Дарвин, впервые открывший происхождение видов, сделал возможным применение генетической точки зрения в биологии т.-е. отнесение к одному классу таких явлений, которые по своему происхождению и следовательно, по своей истинной природе, а не по внешним признакам, относятся к одной и той же группе. Нечто подобное, как правильно указывает К. Левин, происходит сейчас и в психологии. И здесь мы видим повсюду переход от изучения основанного на толковании внешних признаков, к генетической точке зрения, т. е. к попытке выяснения истинной генетической природы того или иного факта.

Попытаемся наметить подобное генетическое понимание конфликтов и осложнений, происходящих в переходном возрасте. Возвращаясь к тому первому вопросу, который мы поставили перед собой, мы должны сказать: расхождение в мнениях относительно, природы и характера конфликтов и осложнений в переходную эпоху обусловливается двумя основными моментами. Во-первых, переходом от фенотипической к генетической точке зрения, и следовательно, изменением самих принципов объяснения, а во-вторых различием, в самом изучаемом объекте.

Дело в том, что подавляющее большинство наблюдений и фактических данных касательно. Переходного возраста, которые легли в основу традиционной теории этого возраста, были все получены на подростке высших классов общества; подросток рабочий изучался лишь в очень незначительной степени, а крестьянский не изучался вовсе. Как мы указали уже, даже такие яркие представители западной педологии, как Шпрангер, пришли к осознанию невозможности построения общего учения о подростке вообще и стали сознательно ограничивать свою задачу исследованием буржуазного подростка какой-нибудь одной определенной страны. Только индуктивным путем, путем накопления данных об отдельных типах подростка, можем мы придти, говорят эти авторы, к общему абстрактному учению о развитии подростка вообще.

Итак, первая причина заключается в различии точек зрения, вторая в различии наблюдаемого объекта. Не то, чтобы рабочий подросток не обнаруживал вовсе тех особенностей, которые были наблюдены на подростке буржуазном, или обнаруживал некоторые черты, абсолютно чуждые буржуазному подростку. Дело скорее заключается в изменении пропорций, в изменении самой структуры облика, который получился в результате этих исследований. Часто те же самые черты, но иначе выраженные, иначе распределенные, смешанные в других пропорциях, приводят к тому, что весь облик в целом приобретает как бы новое лицо.

Таким образом, на место одного первого вопроса, перед нами встают два новых. Первый сводится теперь к следующему: как обменить то обстоятельство, что у различных социальных типов подростка общее распределение черт в возрастном симптомо-комплексе настолько широко разнится, что приводит при последовательном проведении этой идеи к двум полярно противоположным теориям переходного возраста, из которых одна видит сущность его в ослабленности и распаде, другая — в подъеме и созревании.

Вторая задача будет заключаться в том, чтобы объяснить, как в свете этой новой теории можно, хотя бы предположительно, представить себе те действительные патологические изменения, те осложнения и конфликты, которые наблюдаются в переходном возрасте, как примирить это обилие конфликтов с общим характером возраста, выражающемся в подъеме жизнедеятельности, как мы говорили уже не раз. Ответ на оба эти вопроса и явится, в сущности, заключением всего нашего очерка. Раньше всего о первом.

Идею о том, что переходный возраст не является «по вечным законам природы» кризисом ослабленности организма со всеми присущими симптомами, а оказывается таковым только в силу определенных исторических и социальных законов, — эту идею впервые высказал у нас проф. Залкинд. Исследования в этой области дали фактические подтверждения этой идеи и привели нас к заключению, что самый тип развития в переходном возрасте глубоко различествует у буржуазного и рабочего подростка. К тем же выводам, только с другой стороны, как мы видели, подошли и некоторые буржуазные педологи.