Педология подростка. Половое созревание, страница 75

В психологии полового созревания мы можем различить три стадии, которые соответствуют трем стадиям физиологического процесса созревания. Эти стадии Бидль различает в зависимости от того, какие железы внутренней секреции занимают главенствующее положение в каждый из этих периодов. Последовательность в развитии этих желез обусловливает порядок наступления стадий и их сроки. Первая стадия, которую мы могли бы назвать предпубертальной, характеризуется господством гипофиза и щитовидной железы, которые своим совместным действием способствуют быстрому росту зачатковых желез. Во вторую стадию, которая является стадией созревания в собственном смысле этого слова, происходит борьба между развившейся в предшествующую стадию активностью зачатковых желез - с одной стороны и щитовидной железой и гипофизом - с другой. И только с окончанием этой борьбы наступает стадия половой зрелости, когда половые железы, выдвигаются в центр, занимают господствующее положение на весь период зрелой жизни человека и являются руководящей  железой во всей эндокринной системе. «С наступлением половой зрелости, говорит М. С Маслов, гормон половых желез ведет основную мелодию в эндокринном концерте и сохраняет ее до старости».

Также точно в процессе полового созревания с психологической стороны многие авторы различают подготовительный период, критический период и период функционального усовершенствования, которые в сфере психологической соответствуют этим трем моментам. Мы видим, таким образом, что нельзя весь период полового созревания взять за одни скобки и рассматривать как единое целое.

Внутри самого этого периода отчетливо, намечаются различные волны, подъемы и падения, из которых каждой принадлежит свое особое место в общей системе развития организма. Это разделения полового созревания на отдельные стадии сказывается не только по отношению к процессу созревания в целом, но и по отношению к каждой отдельной его части. Везде, какой бы момент созревание мы не взяли, мы найдем тот же самый сложный путь вызревания, проходящий через три основных поворотных пункта. Это деление на стадии следует иметь в виду для правильного понимания всего дальнейшего изложения психологии полового созревания. Это последнее требует ознакомления с важнейшими современными, научными теориями, которые по этому вопросу высказаны в научной литературе. Мы ограничимся критическим рассмотрением двух теорий, занимающих господствующее место в современном Пучении с переходном возрасте - теории Шпрангера и Фрейда.

Шпрангер исходит в своей теории из различения эротического и сексуального в психологии полового созревания. Основным положением всей его теории является то, что следует различать эротическое и сексуальное, как две несовпадающие, друг с другом стороны единого процесса созревания. Разделение это не совпадает для Шпрангера с различением психологической и физиологической стороны созревания. Физиологическую сторону он исключает вовсе из своего рассмотрения и в самой области психологии полового созревания все же находит нужным разделить оба эти момента. Несмотря на это, основное для этого автора дуалистическое разграничение души и тела дает себя знать, и в этом различении обоих моментов.

Согласно определению Шпрангера, сексуальным он называет все то, что непосредственно связано с половым желанием, удовольствием и стремлением, все половые переживания, основу которых составляют телесные, чувственные возбуждения. Напротив, эротическими считает он те переживания, для которых характерно эстетическое отношение к объекту. Это - говорит он - есть в совершенно подавляющей части душевная форма, любовь, имеющая в основе эстетический характер.