Педология подростка. Половое созревание

Страницы работы

Содержание работы

БЮРО ЗАОЧНОГО ОБУЧЕНИЯ ПРИ ПЕДФАКЕ МГУ

Л. С. ВЫГОТСКИЙ.

ПЕДОЛОГИЯ ПОДРОСТКА.

ПОЛОВОЕ СОЗРЕВАНИЕ.

ИЗДАНИЕ БЮРО ЗАОЧНОГО ОБУЧЕНИЯ ПРИ МГУ.

МОСКВА 1980 г.


Оглавление.

Задание № 1. ГЛАВА I. 2

ПОНЯТИЕ О ПЕДОЛОГИИ. 2

Содержание задания. 2

План проработки задания. 2

Необязательная литература для углубленной проработки вопроса. 12

3адание № 2. ГЛАВА II. 13

МЕТОДЫ ПЕДОЛОГИИ. 13

Содержание задания. 13

План проработки задания. 13

Необязательная литература для углубленной проработки вопроса. 24

Темы для контрольных работ к заданиям №№ 1 и 2. 24

Задание № 3. 25

ГЛАВА III. КРАТКИЙ ОБЗОР ГЛАВНЫХ ЭПОХ ДЕТСКОГО РАЗВИТИЯ. 25

Содержание задания. 25

План проработки задания. 25

Необязательная литература для углубленной проработки вопроса: 35

Задание № 4. 37

ГЛАВА IV. Обзор ГЛАВНЕЙШИХ ТЕОРИЙ ПЕРЕХОДНОГО ВОЗРАСТА. 37

Содержание задания. 37

План проработки задания. 37

Необязательная литература для углубленной проработки вопроса. 47

Задание №5. 48

ГЛАВА V. ОБЩИЙ ОЧЕРК ПЕРЕХОДНОГО возраста. АНАТОМО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПОДРОСТКА. 48

Содержание задания. 48

План проработки задания. 48

Общий очерк переходного возраста. 48

Анатомо-физиологические особенности подростка. 55

Необязательная литература для углубленной проработки задания. 68

Задание № 6. 69

ГЛАВА VI. ПОЛОВОЕ СОЗРЕВАНИЕ. 69

Содержание задания. 69

План проработки задания. 69

Необязательная литература для углубленной проработки задания. 80

Темы для контрольных работ к заданиям №№ 5—6. 80

Задание № 7. 82

ГЛАВА VII. ПСИХОЛОГИЯ ПОЛОВОГО СОЗРЕВАНИЯ. 82

Содержание задания. 82

План проработки задания. 82

Необязательная литература для углубленной проработки задания. 102

Задание № 8. 103

ГЛАВА VIII. КОНФЛИКТЫ И ОСЛОЖНЕНИЯ ПЕРЕХОДНОГО ВОЗРАСТА. 103

Содержание задания. 103

План проработки задания. 103

Необязательная литература для углубленной проработки задания. 122

Темы для контрольных работ к заданиям №°№ 7 и 8. 122


 

Задание № 1. ГЛАВА I.

ПОНЯТИЕ О ПЕДОЛОГИИ.

Содержание задания.

Понятие о развитии ребенка. — Важнейшие особенности детского развития. — Факторы, обусловливающие детское развитие. — Наследственность и среда .—Роль мозговой коры в развитии ребенка.— Взаимодействие биологических и социальных факторов. — Предмет педологии.

План проработки задания.

1. Внимательно прочтите текст этого задания, составьте конспект и план всей лекции.

2. Проанализируйте в каком-либо курсе или сочинении по географии одну главу (посвященную описанию какой-либо страны) и отметьте: 1) какие научные методы должны были быть употреблены для установления сообщаемых в ней научных данных; 2) какие разнородные точки зрения объединяет география при изучении той или иной части земной поверхности.

3. Подыщите конкретные примеры из личных наблюдений или из сведений, почерпнутых вами из книг и из других источников, к каждому положению, выдвигаемому в тексте.

Педология есть наука о ребенке. Основной факт, с которым мы встречаемся, подходя к ребенку, это — развитие. Ребенок находится в постоянном процессе изменения и роста, и поэтому прежде всего следует выяснить основные моменты, характеризующие тот процесс, который мы называем процессом детского развития.

С внешней стороны раньше всего бросается в глаза тот факт, что процесс детского развития в основе своей сводится к росту, т.-е. к чисто количественному изменению и нарастанию материальной массы тела ребенка. Если мы сравним зародышевую клетку, из которой получает начало развитие ребенка, с новорожденным младенцем, нас прежде всего поразит огромное увеличение материальной массы этой живой клетки, т.-е. на первый план как будто выступают явления роста сами по себе. Тот же самый результата  получится, если мы сравним новорожденного ребенка с взрослым человеком.

Первое и самое наглядное различие, которое сразу бросится нам в глаза, будет заключаться в том, что перед нами маленькое существо, которое в процессе своего развития превращается в большой организм, хотя это увеличение н является крайне замедленным по сравнению с ростом в утробный период развития. И наши внешние наблюдения не обманут нас.

Действительно, в основе процессов детского развития лежат явления роста, т.-е. количественное увеличение и наростание массы организма. До сих пор мы еще не имеем исчерпывающей и сколько-нибудь общепринятой биологической теории роста. Однако, сами по себе факты и особенности, характеризующие этот процесс. довольно широко и основательно уже изучены.

Было бы, однако, большой ошибкой сводить все развитие и связанные с ним изменения исключительно к факту роста или количественному увеличению организма. Такая точка зрения в свое время держалась в учении о зародышевом развитии организмов, это так называемая теория преформизма или предобразования.

Сущность этой теории заключается в том, что зародыш представляет собой уже наперед сложившийся совершенно организм той же самой формы и структуры, что и зрелый, но только в микроскопически уменьшенных размерах. С этой точки зрения, например, в семеня дуба заключен уже наперед весь будущий дуб с его ветвями, корнями и листьями, и весь процесс прорастания семени, а затем и роста дерева сводится исключительно к количественному увеличению этого микроскопического маленького организма.

Похожие материалы

Информация о работе

Предмет:
Психология
Тип:
Учебные пособия
Размер файла:
2 Mb
Скачали:
0