Педология подростка. Половое созревание, страница 35

Таким образом, порядок появления одной и той же операции в плане действия и в плане мышления оказывается обратным. Именно в силу того, что ребенок реагирует на сходство, оперирует со сходством на деле раньше и легче, оно и не требует с его стороны осмышления. осознания, и напротив, именно потому, что он с трудом реагирует на различие в вещах, что это приводит его к неудачному приспособлению что это составляет для него трудность, ребенок осознает это раньше.

Что говорит этот закон в приложении к школьному возрасту? Он показывает, что школьник еще не осознал своих мыслей, своих интеллектуальных операций,- своего словесного рассуждения и суждения, хотя он умеет уже пользоваться всем этим в плане действия.

В его словесном мышлении продолжает господствовать логика  действия.

Нам думается, что оба эти закона находят свое обобщение и объяснение в том общем основном признаке школьного возраста, который, как мы старались показать выше, характеризуется со стороны физического развития овладением техническими орудиями труда, а со стороны психологической — культурным развитием.

Мы ограничились и настоящем задании суммарным рассмотрением главнейших возрастных периодов, чисто схематической характеристикой их, не касаясь, с одной стороны, важнейших биологических и психологических изменений и особенностей каждого возраста, как рост, деятельность желез внутренней секреции, конституция, интересы и т. п., а с другой стороны, ограничиваясь исключительно формальной стороной возрастных особенностей, не затрагивая содержания и направленности отношений ребенка каждого возраста со средой. То и другое будет нами рассмотрено в дальнейших заданиях в связи с соответствующими моментами переходного возраста, которое мы все время будем стараться проследить генетически, т.-с. как результат предшествующих периодов развития.

В нашем схематическом изложении, примыкающем непосредственно к темам предыдущих заданий, мы хотели только оттенить возрастную эволюцию ребенка, как единый целостный процесс, характеризующийся на каждом этапе специфическими закономерностями и особенностями, присущими ему именно как целому, возникающими на основе роста качественными отличиями и революционной сменой структурных центров каждой возрастной эпохи, подготовляемой длительной возрастной эволюцией. Мы пытались наметить синтетический признак каждой эпохи, относя анализ ее к анализу самого переходного возраста.

Необязательная литература для углубленной проработки вопроса:

1. Е. Аркин. Дошкольный возраст. Ч. I, ГИЗ Ч. II, ГИЗ. Ц. одной части 1 р. 75 к.

2. Блонский П. П. Основы педагогики. Изд. Работн. Просвещ. Москва. 1925 г. Главы II и III (Воспитание здоровой детской массы и Воспитание мощной детской массы).

3. П. Блонский. Педология в массовой школе I ступени. Изд. III.

„Раб. Проев." М. 1927. Ц- 1 Р- 1° к.

4. Л. С. Выготский. Педология школьного возраста. Изд. Бюро заочного обучения при педфаке 2 МГУ. Ц. 1 р. 60 к. 1928 г.


Задание № 4.

ГЛАВА IV. Обзор ГЛАВНЕЙШИХ ТЕОРИЙ ПЕРЕХОДНОГО ВОЗРАСТА.

Содержание задания.

Теория биогенетического параллелизма и ее критика. — Теория прикрывающих инстинктов К. Грооса. — Биопсихологическая теория Ш. Бюлер. — Психоаналитическая теория переходного возраста. — Дуалистические теории переходного возраста (Э. Шпрангер, В. Штерн). — Синтетические теории (Тумлирц).

План проработки задания.

1. Внимательно прочтите текст задания, составьте план и конспект его.

2. Разберите каждую из изложенных теорий с точки зрения основных принципиальных положений и задач педологии, как они изложены в первом и втором задании.

Эпоха полового созревания, составляющая переход от детства к зрелому состоянию и поэтому называемая часто переходным возрастом, является одной из самых критических эпох в истории развития человека. Это есть действительно переходное время. Оно характеризуется раньше всего тем, что оно есть время нарушенного равновесия, так как прежнее равновесие, сложившееся в детском возрасте, сейчас нарушено, благодаря появлению нового мощного фактора в виде полового созревания, а новое равновесие еще не найдено, еще не обретено организмом. Это и делает переходный возраст критической или переходной эпохой в развитии ребенка. Естественно, что такая критическая эпоха отличается целым рядом сложных признаков и симптомов, и сама является гораздо более сложной, чем любая другая эпоха в развитии ребенка. Для изучения и исследования это самый трудный из всех возрастов.