Вертикальные растягивающие напряжения. С высокими продольными растягивающими напряжениями в головке и подошве рельса связано возникновение вертикальных растягивающих напряжений в его шейке. Последние в упрочненных рельсах могут привести к тому, что в шейке начинают медленно расти горизонтальные продольные трещины даже при отсутствии внешних воздействий. В случае знакопеременных нагрузок в эксплуатации или при ударах по рельсам темп роста трещин может увеличиться. Возникающие при этом продольные трещины способны разветвляться, что может приводить к разрушению головки или полному излому рельса.
Горизонтальные продольные трещины в шейке могут быть следствием термической резки, стыковой сварки, наличия трещин в изолирующих стыках и стыковых накладках или неправильной технологии наплавки рельса. Низкие вертикальные напряжения уменьшают вероятность таких изломов.
Благодаря оптимизации роликовой правки рельсов удалось заметно снизить внутренние напряжения в них по сравнению со значениями, указанными в стандарте DIN EN 13674-1 и уже достигнутыми на практике. В настоящее время исследуется возможность их снижения для рельсов других типов и из стали других марок.
Ожидаемое повышение стойкости рельсов к изломам, особенно на высокоскоростных линиях, должно привести к предпочтительному использованию рельсов, правка которых выполнена оптимизированным методом. Можно также ожидать снижения затрат жизненного цикла.
W. Guericke et al. Eisenbahntechnische Rundschau, 2001, № 9, S. 541 – 551.
Появившись в XIX в., железные дороги намного ускорили перевозки пассажиров и грузов. Однако впоследствии, особенно во второй половине XX в., они уступили свои позиции в условиях жесткой конкуренции со стороны автомобильного и воздушного транспорта.
Вместе с тем железнодорожный транспорт в определенной мере восстановил конкурентоспособность, по крайней мере в отдельных видах сообщений, за счет создания сети специализированных высокоскоростных линий, на которых пассажирские поезда курсируют со скоростью до 300 км/ч.
Однако стоимость строительства таких линий довольно высока — до 10 млн. евро/км даже в местностях с благоприятным рельефом, и это значит, что капитальные вложения в него оправдываются только при наличии больших потенциальных пассажиропотоков. И в этих случаях должны быть выполнены определенные формальности для получения разрешения на строительство, а трудности в обеспечении финансирования зачастую вызывают отсрочки в реализации проектов.
Следовательно, для дальнейшего укрепления позиций на рынке транспортных услуг в сравнении с другими видами транспорта железным дорогам не остается иного выхода, кроме повышения скорости движения поездов на действующих линиях, построенных ранее в соответствии с обычными стандартами.
При рассмотрении вопроса целесообразно отметить основные факторы, влияющие на продолжительность поездок по железной дороге:
Разнохарактерность факторов обусловливает необходимость комплексного подхода к решению проблемы с одновременным рассмотрением вопросов, относящихся к подвижному составу, инфраструктуре и организации движения поездов. Поэтому при принятии решения, например, о повышении максимальной скорости движения поездов следует учитывать его воздействие на общую эксплуатационную ситуацию на линии.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.