Необходимость исследований
Основным недостатком существующей практики содержания и ремонта основания пути является малый объем исследований по установлению причин возникновения проблем перед принятием мер по их устранению. Исследования должны проводить квалифицированные специалисты, которые понимают суть рассматриваемой проблемы и могут принимать правильные решения. Недостаток исследований сочетается с отсутствием оценки результатов выполненных работ. Поэтому в одних случаях улучшения происходят не в тех направлениях, в которых ожидалось, а в других — улучшения не происходят вовсе, а проблема только усугубляется. Кроме того, может сложиться мнение об универсальности тех или иных решений, что неверно.
Неизбежными результатами недостатка исследований является неэффективное использование материальных ресурсов или низкая отдача от инвестиций. Примером может служить существующее мнение, что грязь в балласте образуется преимущественно от частиц земляного полотна. Это приводило к нерациональному использованию фильтрующего тканого материала. Однако исследования показали, что земляное полотно бывает источником загрязнения балласта в редких случаях, и даже когда это имело место, геотекстиль не препятствовал образованию грязи. Поэтому нужны другие методы решения этой проблемы.
Для обеспечения безопасности, достижения надежности и рентабельности железным дорогам следует применять оптимальные технологии. Необходимость этого возрастает по мере увеличения объемов перевозок, повышения осевых нагрузок и скорости движения поездов, а также вследствие сокращения продолжительности окон, предоставляемых для путевых работ. Другая проблема связана с наличием переходных участков пути около стрелочных переводов, мостов и тоннелей. В то же время многие известные технологии укрепления основания пути не применяются. Одной из причин является недостаточное использование образовательных программ, которые позволяют знакомить персонал с возможностями этих технологий, другой — высокая стоимость исследований, требующая всесторонней технико-экономической оценки. Ясно, однако, что правильное применение оптимальных технологий улучшит экономические показатели железных дорог, а связанные с ними расходы окупятся.
Обеспечение надлежащего дренажа
Исследование состояния основания пути необходимо начинать с осмотра дренажных систем, так как водоотвод зачастую является фактором, вызывающим хронические проблемы. Устройство хорошего дренажа — это не только рытье поперечных канав и спуск воды с пути. При неправильном использовании эти канавы становятся местами нарушения целостности основания пути, что способствует образованию и росту неровностей. Вследствие этого вода может проникать в глубь земляного полотна, вызывая его ослабление. Кроме того, если канава заполнена балластом, возможно истирание основной площадки земляного полотна и возникновение новых проблем.
При обустройстве и эксплуатации дренажных систем следует учитывать следующие факторы: степень загрязнения балласта, гранулометрический состав подбалластного слоя, уклон основной площадки земляного полотна, глубину кювета или залегания трубы и их продольный уклон, прогнозируемые характеристики выпадаемых осадков. Необходимо также учитывать, что вода всегда отводится самотеком и стекает к местам спуска, расположенным на более низком уровне. Глинистые грунты практически не дренируют из-за их низкой водопроницаемости.
Желательно, чтобы подбалластный слой отводил в сторону от пути проникающую из балластного слоя воду, не допуская ее попадания в земляное полотно. Вместе с тем подбалластный слой должен быть также водопроницаемым, чтобы выпускать воду из земляного полотна. Эти противоречивые требования нельзя удовлетворить одним подбалластным слоем. Источниками попадания воды в основание пути являются атмосферные осадки, поверхностные водные потоки с примыкающей к пути местности и грунтовые воды. Совершенная дренажная система должна обеспечивать водоотвод из всех этих источников.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.