Не спешите наказывать монтера. Стратегия текущего содержания пути в Великобритании. Гидравлический способ удаления покрытий, страница 6

Выпадающие осадки, проникая в балластный слой, стекают в кюветы или попадают в подбалластный слой. Эта вода будет дренировать в поперечном направлении из подбалластного слоя или проникать глубже в земляное полотно. В кюветах собирается вода из балластного и подбалластного слоев, а в дренажных трубах — из земляного полотна и частично из подбалластного слоя. Особенно трудно отводить воду с междупутья или от путей, с обеих сторон окруженных другими путями. Сложность заключается не только в увеличении длины водоотвода, но и в трудности содержания дренажных устройств. В этих условиях может потребоваться укладка поперечных дренажных труб под крайними путями или продольных дренажных труб между путями.

Балласт может насыщаться водой вследствие высокой степени загрязнения, препятствующего водоотводу, или из-за плохого дренажа в плечах балластной призмы. Причинами этого являются: углубления в балластном слое вследствие оседания земляного полотна; загрязнение балластных плеч; низкая водопроницаемость краев балластной призмы; преграждение стока воды с пути вследствие неспособности кювета отводить воду после ее выхода из балластного слоя; недостаточный поперечный уклон поверхности подбалластного слоя.

Чтобы вода дренировала в поперечном направлении, необходимо обеспечить ее свободный сток у краев балластного и подбалластного слоев. Для этого требуется, во-первых, чтобы балластное плечо и край подбалластного слоя могли свободно пропускать воду и, во-вторых, чтобы выпускаемая вода стекала в сторону от пути. Основание откоса балластной призмы является наиболее важной зоной для обеспечения отвода воды из балласта.

Путь на широких шпалах

Федеральное бюро железных дорог Германии (ЕВА) по итогам 6-летней опытной эксплуатации приняло конструкцию пути с широкими шпалами. Измерения выявили высокую стабильность пути. Наиболее важным результатом является то, что после пропуска 100 млн. т брутто поездной нагрузки практически не выявлены изменения в положении пути, не потребовались выправочные работы.

Требования к росту объема перевозок, повышению осевой нагрузки, эксплуатационной готовности пути при более совершенных экологических характеристиках и экономической эффективности в расчете на весь срок службы заметно стимулируют разработки новых конструкций пути не только в Германии, но и других странах мира. В последние годы разработаны новые конструкции и элементы пути на балласте, которые включают:

  • путь с широкими шпалами (Германия);
  • рамную конструкцию подрельсового основания (Австрия);
  • лежневую конструкцию подрельсового основания (Япония);
  • подшпальные прокладки для предотвращения истирания балласта;
  • шпалы повышенной массы для увеличения стабильности пути.

Кроме того, имеются различные конструкции безбалластного пути для высокоскоростного движения и особых условий эксплуатации.

Путь с широкими шпалами разработан компаниями Heinrich Cronau и Pfleiderer. Это решение не является принципиально новым. Давно известно, что одним из преимуществ широких шпал с увеличенной площадью опирания является равномерное распределение нагрузки на балласт. Опытные участки со шпалами плитного типа были заложены в Китае и бывшей Чехословакии. В Германии ранее также велись работы по созданию пути такого типа. Однако первые попытки не имели успеха из-за нерешенных проблем, связанных с содержанием такого пути, в том числе по технологии подбивки.

Сравнение шпал обычной и широкой

Параметр

Железобетонная шпала 

обычная типа В70W

широкая типа ВВS1

Длина, см

260

240

Ширина, см

30

57

Площадь опорной поверхности шпалы, см2

5700

10260

Площадь торца шпалы, см2

570

830

Масса, кг

320

560