Содержание основания пути
Для обеспечения нормального функционирования пути необходимо поддерживать его в хорошем состоянии. Для этого решающим является оптимальная организация содержания балластного, подбалластного слоев и земляного полотна. Особое значение при этом имеют обеспечение удовлетворительного водоотвода, предотвращение загрязнения балласта и использование оптимальных технологий укрепления основания пути.
Функциональные требования
Основными несущими элементами железнодорожного пути являются земляное полотно, подбалластный и балластный слои. Для хорошей работы пути в целом все эти элементы должны поддерживаться в удовлетворительном состоянии. Содержание основания пути в основном сводится к выправке и подбивке для устранения нарушений геометрии.
Немаловажным элементом пути, который требуется содержать в исправном состоянии, является также система водоотвода. Хорошо устроенная дренажная система должна обеспечивать отвод от пути водных потоков, текущих по поверхности, сток или дренирование воды, попадающей на путь, и регулирование уровня воды в земляном полотне. Дренаж существенно влияет на устойчивость и работу пути и во многом обусловливает объем работ по его содержанию, но на практике дренажу зачастую уделяется недостаточное внимание.
Если после выполнения выправочно-подбивочных работ удовлетворительное функционирование пути не обеспечивается, требуется его укрепление. Оно включает работы по устранению неисправностей в подбалластном слое и земляном полотне, а также восстановление дренажной системы. Эти работы являются наиболее трудоемкими, дорогостоящими и по большей части требуют перерыва в движении поездов. Поэтому при планировании путевых работ следует сводить к минимуму такие работы за счет своевременного устранения неисправностей в основании пути и недопущения их перерастания в хронические дефекты.
Необходимость в путевых работах возникает, когда появляются чрезмерные отступления в геометрии пути. Неровности пути являются следствием остаточных деформаций в балластном, подбалластном слоях и земляном полотне. Однако исправление геометрии пути преимущественно производится за счет выправки только балластного слоя. Так как нарушения геометрии пути происходят по многим причинам, необходимо выявить основную, чтобы принять правильное решение по улучшению состояния пути.
Простейший и наиболее употребимый способ устранения неровностей пути — подбивка. Однако это следует делать только там, где необходимо, так как при подбивке пути повреждается балласт, и эта операция может оказаться экономически неэффективной в местах, где часто появляются неисправности. К тому же подбивка не устраняет основные причины возникновения неровностей.
Если в результате подбивки достигается лишь кратковременное улучшение состояния пути, следует проверить состояние балласта. Когда загрязнение балласта чрезмерное, требуется его подрезка с добавлением нового балластного материала или подъемка пути с подсыпкой балласта под шпалы. Если эти работы не приводят к улучшению состояния пути, требуется обследование для выяснения причин появления повторных нарушений геометрии пути.
Элементы основания пути
Верхним конструктивным слоем является балласт, который обеспечивает стабильное положение пути, распределяет нагрузку, снижает напряжение в земляном полотне и позволяет исправлять путь посредством выправки и подбивки. Основной проблемой содержания балласта является его загрязнение. Для принятия правильного решения по его устранению необходимо выяснить причины. Оптимальный выбор балластного материала для конкретных условий эксплуатации осуществляется на основании технико-экономической оценки с учетом объема перевозок, грузонапряженности линии, состояния окружающей среды и стоимости доставки к месту укладки балласта. При этом балластный материал необязательно должен быть высококачественным или изначально дешевым, поскольку суммарные затраты включают много составляющих, в том числе на закупку, транспортировку, подбивку, подрезку и очистку балласта.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.