Не спешите наказывать монтера. Стратегия текущего содержания пути в Великобритании. Гидравлический способ удаления покрытий, страница 113

Твердые смазочные материалы типа графита препятствуют поперечному сдвигу поверхностного материала, однако полностью избежать трещин и выкрашиваний здесь можно лишь при создании условий постоянного мягкого износа, как при использовании смазок, содержащих алюминий. Разработанная на основе первых результатов испытаний смазка 11 обладает наилучшими износозащитными свойствами. Она представляет собой модификацию содержащих алюминий продуктов 7 и 8. Для испытаний она в небольшом количестве была изготовлена в лабораторных условиях и промышленностью пока не выпускается.

Выводы и перспективы

В ходе исследования выделено пять основных форм износа:

  • отсутствие заметного изменения верхней поверхности, потеря массы незначительна;
  • абразивное снятие металла (аналогично доводке поверхности), отсутствие трещин и выкрашиваний при относительно большой потере массы;
  • образование слоистой структуры металла, отсутствие трещин и выкрашиваний, потеря массы незначительна;
  • образование поверхностных трещин, поперечный сдвиг материала поверхности катания, потеря массы небольшая;
  • значительные трещины, зарождающиеся под поверхностью катания, глубокие выкрашивания, большая потеря массы.

По мнению авторов, наиболее приемлемой с точки зрения обеспечения безопасности движения является смазка, содержащая алюминий, поскольку она гарантирует отсутствие трещин и делает износ контролируемым. Кардинальным решением проблемы износа и шума при движении в кривых является совершенствование ходовой части подвижного состава. Как временные меры, позволяющие на небольшой и средний сроки решить проблему износа, могут использоваться подбор материалов колес и рельсов, применение наиболее эффективной смазки и надежных лубрикаторов гребней колес.

Институт трибологии предполагает продолжить испытания с использованием специально разработанных новых методов и высоконадежных устройств для смазывания гребня бандажа. Планируется также разработка методики испытаний, которая позволит создавать условия, соответствующие движению не только в кривых, но и в прямых.

M. Grebe et al. Eisenbahningenieur, 2001, № 4, S. 48 – 57.

Экономичное текущее содержание рельсов

Современный путь испытывает высокие нагрузки различных видов. Скорость движения пассажирских поездов достигает 300 км/ч; при этом должен быть обеспечен максимальный комфорт для пассажиров — высокая плавность хода, минимальные вибрации и низкий уровень шума. Грузовые перевозки экономичны при больших осевых нагрузках и относительно высокой скорости движения (например, 22,5 т и 120 км/ч). Линии для тяжеловесных поездов должны выдерживать осевые нагрузки 30 т и более.

В зонах плотной городской застройки не предусмотрено обращение высокоскоростных и тяжеловесных поездов, однако здесь, особенно в часы пик, наблюдается экстремально высокая частота движения поездов городских железных дорог. При этом ночные перерывы в их движении становятся все короче.

Экономичность и затраты жизненного цикла

Железная дорога занимает устойчивое положение на рынке перевозок, если обладает высокой привлекательностью для клиентуры. Это означает высокую эксплуатационную готовность, необходимый уровень сервиса и благоприятные тарифы. На практике возможно создание технических предпосылок для оптимизации транспортного процесса, однако при этом следует учитывать стратегию и цену этого мероприятия. Целесообразное решение сводится к экономичному поддержанию необходимого качественного уровня инфраструктуры при оптимальных затратах на изготовление и техническое содержание ее компонентов при возможно более длительном сроке службы.

Рельсы— основные элементы верхнего строения пути, одновременно выполняющие несколько задач. Как часть конструкции они служат для распределения и снижения нагрузок, причем не только статических, но и в первую очередь динамических, создаваемых подвижным составом и перемещениями полотна. Кроме того, рельсы обеспечивают надежное и стабильное направление подвижного состава в прямых и кривых. При этом в рельсах возникают многократно повторяющиеся напряжения, в результате чего происходит их износ и возникают усталостные явления.