Не спешите наказывать монтера. Стратегия текущего содержания пути в Великобритании. Гидравлический способ удаления покрытий, страница 18

Железные дороги Германии расширяют использование нового метода очистки стальных мостовых конструкций, основанного на применении струи воды, подаваемой под давлением до 3000 бар. Гидравлический метод экономически более выгоден по сравнению с традиционной пескоструйной обработкой и имеет неоспоримые экологические преимущества.

На сети железных дорог Германии (DBAG) общей протяженностью около 36 тыс. км эксплуатируются более 35,5 тыс. мостов, из которых 8400 (26 %) имеют стальные или составные (стальные балки с бетонной плитой) пролетные строения различных конструкций. Антикоррозионная защита таких мостов в рамках мероприятий по обновлению или усилению конструкций технически осуществима в условиях железнодорожной эксплуатации и реальна по уровню затрат.

Значительная часть указанных затрат обычно приходится на удаление старого покрытия. До настоящего времени в основном использовали сухой способ удаления покрытий (струйную обработку песком и другими материалами), требующий трудоемких подготовительных работ, связанных в основном с экологическими проблемами (экранирование места работ, вентиляция и др.). Образующиеся при этом большие объемы отходов в виде песка, смешанного с частицами материала старого покрытия, приходится направлять на специализированные свалки для токсичных веществ, для чего требуются значительные финансовые затраты.

В настоящее время разработан альтернативный способ удаления старых лакокрасочных покрытий с помощью воды, подаваемой под высоким давлением («Железные дороги мира», 2003, № 11, с. 74).

Развитие гидравлического способа очистки поверхностей

Первый опыт применения

Способ гидравлической очистки поверхностей начали применять еще в 1960-е годы на морских судах. На этом этапе использовали установки, подававшие воду под давлением не выше 750 бар. Сейчас технологически и технически возможна реализация установок с более высоким рабочим давлением, а именно 2500 бар и выше (рис. 1).

Рис. 1. Гидроагрегат высокого давления

Разработаны нормы, определяющие предельные величины давления воды для выполнения различных видов работ (табл. 1). Как видно из таблицы, для полного удаления старых покрытий со стальных мостовых конструкций необходимо давление воды 1500 – 3000 бар.

Таблица 1

Классификация видов гидравлической очистки поверхностей

Давление, бар

Вид очистки

Область применения

До 400

Мойка

Удаление загрязнений

Частичное обновление покрытия400 – 1000

Удаление покрытий под давлением

Восстановление покрытия

1500 – 3000Удаление покрытий под повышенным давлением

1000 – 1500

Удаление покрытий под высоким давлением

Полное обновление покрытия

В 1969 г. в Гамбурге компания Werft Blohm+Voss впервые применила полуавтоматическую установку для удаления покрытий с обшивки судов, в которой использовалась вода, подаваемая под давлением 750 бар.

Метод гидравлического удаления покрытий приобрел особое значение, когда повсеместно было запрещено использование краски на основе трибутилового олова, которой покрывали подводную часть обшивки судов для защиты от обрастания. В то время в Германии общая площадь подводной обшивки только судов-контейнеровозов, которых насчитывалось 2500 ед., составляла около 20 млн. м2. Если бы с этих поверхностей удаляли старое покрытие традиционным сухим способом, например струйной обработкой медным шлаком, образовалось бы 1,6 млн. т опасных отходов, состоящих из медного шлака в смеси с токсичным материалом лакокрасочного покрытия.

Техника высокого давления