Возникающие нерегулярности приводят к дополнительному (вторичному) повышению нагрузок: увеличению динамических воздействий вследствие вибрации, повышению контактных напряжений вследствие неблагоприятной геометрии контакта колесо — рельс. Дальнейшее ухудшение ситуации может в конечном итоге привести к необходимости замены рельса.
Практика показала, что процессы износа и поведение рельса при этом в определенной степени управляемы. Прежде всего, следует создать первоначальную оптимальную ситуацию, замедляющую появление износа. В ходе эксплуатации можно управлять развитием износа, применяя различные стратегии технического обслуживания.
Важное значение имеет допустимый предел износа: чем ниже напряжения в рельсе при эксплуатации, тем большим можно принять допустимый износ. Полное использование допуска на износ— следующий шаг к оптимизации. Износ можно определять различными способами:
При оценке развития дефекта (например, внутренней трещины рельса) можно использовать статистические методы, например на основании опыта работы выявлять зависимость частоты отказов от нагрузки.
Срок службы рельса определяется величиной установленного предельного значения какого-либо параметра или наступлением отказа (например, изломом).
Предприятие, обеспечивающее текущее содержание пути, выполняет работы, предусмотренные контрактом. В данном случае речь идет об обработке рельсов, уложенных в путь, т. е. об устранении дефектов поверхности катания и корректировке поперечного профиля путем шлифования. В обязанности предприятия входит не только быстрое и качественное выполнение работ с минимальными затратами, но и оптимальное использование существующих технологий с учетом всех положительных изменений в стратегии технического обслуживания пути.
Увеличить срок службы рельса можно принятием бóльшего допуска на износ или применением целенаправленной стратегии, снижающей нагрузки и износ.
Если на каком-либо участке специальное обслуживание пути не требуется, при достижении предельного значения износа рельс заменяют, что обеспечивает дальнейшую работоспособность пути. Возникающие локальные повреждения устраняют в ходе ремонта, например с помощью наплавки.
Методика обслуживания, предусматривающая регулярные осмотры, позволяет своевременно распознавать и устранять дефекты, например локально возникающие рифли или волны, имеющие разный темп интенсификации. При этом соответствующие технологии, такие, как шлифование рельсов, применяют лишь при достижении предварительно установленного допуска на износ.
Если из практики известно, как развиваются дефекты (например, трещины в головке рельса), целесообразно проводить периодическое техническое обслуживание. При этом периодичность устанавливается в зависимости от поездной нагрузки. Такое плановое обслуживание благоприятно влияет на срок службы рельсов, так как позволяет устранять дефекты на ранней стадии.
При техническом обслуживании выполняют следующие виды шлифования рельсов:
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.