Перспективы повышения скорости движения поездов на ряде направлений сети Российских железных дорог, а также создания специализированных магистралей для пассажирских перевозок со скоростью движения поездов 200 км/ч и более требуют проведения комплекса мер, которые позволили бы снизить силы взаимодействия пути и подвижного состава.
Одним из основных факторов, определяющих уровень сил взаимодействия, является величина неровностей на поверхности катания головки рельсов. В соответствии с классификацией дефектов рельсов НТД/ЦП-2-93 неровности подразделяются: на короткие рифли (30 – 250 мм, дефект 49), средние волны (250 – 1500 мм, дефект 40) и длинные (1500 – 3500 мм), возникающие в процессе изготовления рельсов.
Эти короткие и длинные неровности являются периодическими, т. е. повторяющимися через относительно равные промежутки.
Кроме того, на поверхности катания головки рельсов встречаются и одиночные неровности, имеющие случайный характер расположения. К ним относятся дефекты 41.1-2 и 43 (смятие в стыке или вне стыка из-за недостаточной прочности металла) и дефект 46.3 (смятие в зоне сварного стыка).
Однако до того, как рассматривать вышеперечисленные виды неровностей, являющиеся признаками дефектности рельсов, необходимо тщательное изучение качества поверхности катания рельсов в состоянии поставки.
В соответствии с ГОСТ 24182 – 80 для отечественных рельсов 1-го сорта допускается кривизна со стрелой прогиба не более 1/2200 длины, т. е. при длине рельса 25 м максимально допускаемый прогиб составляет 11,36 мм. Одиночная местная деформация или неровность на поверхности катания головки рельса допускается не более 0,5 мм на базе 1 м.
В новом ГОСТ Р 51685 – 2000 требования к прямолинейности рельсов более жесткие.
Стрела прогиба рельсов в горизонтальной и вертикальной плоскостях при равномерной кривизне по всей длине не должна превышать:
Отклонения рельсов от прямолинейности по поверхности катания головки в вертикальной плоскости и по боковой грани головки в горизонтальной плоскости на базовой длине 1,5 м не должны соответственно превышать, мм:
Требования зарубежных стандартов к прямолинейности рельсов представлены в табл. 1.
|
||||
Стандарт |
Отклонение рельсов от прямолинейности на базовой длине, не более, мм/м |
|||
на поверхности катания в вертикальной плоскости |
концов вертикально вверх |
концов вертикально вниз |
концов в горизонтальной плоскости |
|
UIC 860 |
0,7/1,5 |
0,7/1,5 |
Не допускается |
0,7/1,5 |
EN 3WG4PtIW62 (Европейский союз) |
0,3 ¸ 0,4/1,5 |
0,5/1,5 |
0,2/1,5 0,7/1,5 |
|
GN 12-16 (Канада) |
0,3 ¸ 0,4/1,5 |
0,64/0,914 |
Не допускается |
0,76/0,914 |
AREA P2 (США) |
0,3 ¸ 0,4/1,5 |
0,64/0,914 |
То же |
0,76/0,914 |
JIS E 1101 (Япония) |
0,5/1,5 |
0,7/1,5 |
» |
0,5/1,5 |
Геометрические характеристики рельсов отечественного производства, и прежде всего рельсов, предназначенных для скоростного движения, не в полной мере удовлетворяют требуемым условиям. Если отклонения рельсов от прямолинейности по поверхности катания головки в большинстве случаев не превышают допустимых значений, то отклонения концов рельсов от прямолинейности и в вертикальной, и в горизонтальной плоскостях нередко бывают выше допустимых значений.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.