Проектирование образовательной перспективы как форма идентификации в старшем школьном возрасте (магистерская диссертация), страница 9

1.3. К вопросу о формах идентификации

Отдельно мы хотим осветить вопрос о формах идентификации. Отчасти, мы затронули выше идею связи идентификации и конфликта, еще раз вернемся к этому вопросу. В психоаналитической теории идентификация является способом разрешения конфликта посредством его «овнутрения», а в культурно-исторической концепции описывается оборотная сторона этого процесса – достижение новой взрослости, происходит за счет специфического оформления противоречия в конфликт. Заметим, что противоречия Выготским и Фрейдом берутся одни и те же, только с разных сторон (не зря две эти концепции обсуждаются как глубинная и вершинная психологии). Это противоречие естественного и культурного. При этом развитие каждый раз связывается с оформлением естественной линии культурными формами. Последователями этих двух фигур в истории психологии обсуждались специальные деятельностные формы разрешение противоречия. Так, ранние бессознательные идентификации, игра, учебная задача и ролевое экспериментирование в подростковом возрасте обсуждаются как имеющие один и тот же механизм – конфликт, и являющиеся суть формами протекания идентификационного процесса [49,71]. Б.Д. Эльконин обсуждая развитие говорит о его специфической форме – ведущей деятельности, смена которых означает смену отношения ребенка к среде [80]. Виды деятельностей, выделяемых Элькониным в его периодизации почти однозначно соотносятся с типами «активности» по Эриксону. Итак, «в каждом возрасте социальная ситуация развития содержит в себе противоречие, которое должно быть разрешено в особом специфическом для данного возраста ведущем типе деятельности» [21, с.5]. Важный вопрос о том, кто является субъектом построения данных ведущих деятельностей по разрешению возрастных противоречий? С этим связано представление о посредничестве, как построении события перехода от реальной формы к идеальной, от наличного бытия к иному [66]. По Б.Д. Эльконину именно посредник в детских возрастах является субъектом построения деятельности, направленной на развитие – т.е. субъектом построения той или иной формы идентификации.

Однако необходимо отметить, что все освещенное в предыдущем параграфе относится к так называемым детским возрастам. Проблематику юношеского возраста в данном контексте и особенности идентификации и ее форм в этом возрасте мы рассмотрим ниже (см. главу 2, пункт 3), а сначала оформим общую схему идентификационного процесса.

1.4. Общая схема идентификации и задачи работы

Итак, психоанализ, генетическая и культурно-историческая психология дают нам сходное описание механизма идентификации как наличие противоречия, его принятие и разрешение, которое ведет к большей зрелости и идентичности. В своей работе мы вслед за Б.И. Хасаном и Ю.А. Тюменевой [49,58] обсуждаем идентификацию и основанную на ней идентичность, на пересечении трех смысловых пространств; опираемся на психоаналитические представления о процессе идентификации – как специальной задачи на достижение целостности (Фрейд, Эриксон), на сложившиеся в психологии развития представления о социальной ситуации развития, переживании и идеальной форме (Выготский, Эльконин, Божович, Поливанова), а так же на общем представлении о тесной связи идентификации с наличием противоречия и его разрешением.

В терминах возрастной психологии мы обсуждаем идентификацию как принятие ребенком задач развития данного возраста. Их решение идентифицируется (опознается) ребенком, как достижение взрослости, которая ему явлена как отдельная от него, как то, чего он хочет, но не может, т.е. в виде модели взрослого (нового уровня взрослости). В результате работы с данным противоречием может быть достигнут новый уровень идентичности – как новообразования. При этом преодоление идентификационного разрыва между ребенком и «образцом» для идентификации – означает одновременно и построение новой идентичности и переход на новый этап взросления.

Мы рассматриваем идентификационные процессы в 3-х основных аспектах: