Проектирование образовательной перспективы как форма идентификации в старшем школьном возрасте (магистерская диссертация), страница 19

В советские времена высшее образование для хорошей жизни было не обязательно, а на сегодняшний момент его значимость сильно возросла. На сегодняшний момент, получение высшего образования и особенно хорошего высшего – престижно, и считается необходимым атрибутом успешного, компетентного, признанного в обществе человека. (В.С. Собкин, П.Г. Щедровицкий, А.Г. Каспржак). По мнению как родителей, так и кураторов реформы старшей школы, образование в объеме полной средней школы считается мало достаточным, нормой оказывается высшее образование. Кроме того исследования показывают, что даже одно высшее образование уже также оказывается недостаточным, и не только школа полностью перешла на роль ступенек в ВУЗ: на сегодняшний момент имеется огромное количество самых разносортных учебных заведений, часть из которых превратилась в средство получить «хорошее образование» в «настоящем» Вузе. При этом в условиях загрязненности информационной среды ни родители, ни дети, ни учителя не могут толком объяснить,  чем их принципиальное отличие. При этом именно поступление становится фактически «единым стандартом», с помощью которого общество (родители) выясняют, насколько эффективно функционирует та или иная школа (Каспржак А.Г. [28]).

Кроме того, с такой градацией по престижности связан феномен коррупции поступления. Поступление в ВУЗ становится особым образовательным этапом, причем сильно эмоционально нагруженным. Ведь по советским временам селективность вузов не была связана (по крайней мере, на внешнем уровне) с материальном достатком.  Родители свыклись с мыслью, что высшее образование – это то, что зависит от способностей и желания ребенка, а не от их усилий (в плане зарабатывания денег). Сегодня, увы, ситуация другая.

Хочется особо отметить, что требование поступления в ВУЗ – является условием, а не задачей развития. Это – формальная симптоматика данного возраста, однако зачастую (и в основном это спровоцировано тревогой родителей, которые сами не могут сориентироваться в столь сложном образовательном  пространстве) данным требованием подменяется реальное противоречие, и ресурсы возраста обсуждаются, как ресурсы для преодоления барьера.

* * *

Итак, в связи с высокой степенью неопределенности культурной и профессиональной ситуации, размытостью ценностных, информационных и других ориентиров, сегодняшнему старшекласснику необходимо осуществить сложную деятельность проектирования своего будущего места в обществе. Современная социокультурная ситуация задает требование не столько выбора из списка существующих профессий, сколько ценностно-смыслового конструирования желаемого социального статуса, сферы профессиональной деятельности и на их основе – того образования, которое потом позволит ему занять место, соответствующее притязаниям. Здесь мы фактически говорим об образовании как специально созданном институте, в рамках которого может осуществляться образование в широком смысле слова – самообразование, которое мы отчасти обсуждали в предыдущих главах (см. гл. 2, п. 4). Современная ситуация предъявляет к старшеклассникам требование «моратория» – продолжения образования, в связи с невозможностью непосредственно включится в нынешний общественно-производственный процесс. В связи с этим образование является фактически единственной сферой проектирования своего места в системе отношений, действительно доступной старшим школьникам. Кроме того, важно отметить, что возникает требование не простого выбора, который возможен лишь при реципрокном снятии сложностей «преодоления барьера», а именно проектирования, старшекласснику необходима так же компетентность в области планирования, так как система поступления усложнена, а значит важно просчитать шаги по достижению желаемой образовательной перспективы[8].

Однако, важно отметить, в каком смысле мы говорим о проектировании включения в общественные отношения (и в каком виде оно осуществляется реальными школьниками) – как об образовательном шаге или как реакции на внешнюю провокацию. Вопрос о том, действительно ли все поступающие в Вуз решают тем самым проблему самоопределения и действительно ли рассматривают его как особое институциональное устройство для развития, а не как возможность продолжить прежние «детские» отношения с «миром взрослых» – остается открытым.