Проектирование образовательной перспективы как форма идентификации в старшем школьном возрасте (магистерская диссертация), страница 6

Рассмотрения сходного процесса интернализации принадлежит теориям социального научения (А. Бандура, Х. Томэ, Х. Кхэле). Ребенок принимает функции Эго родителей, их способы решения конфликтов, стратегии взаимодействия, ценности и нормы. Причем имеется в виду не просто внешняя имитация манер, а личностные эффекты посредством процессов ассимиляции и адаптации в процессе наблюдения модели.

Итак, самоотождествление или идентификация – «психологический процесс, посредством которого субъект присваивает себе свойства, качества, атрибуты другого человека и преобразует себя – целиком или частично – по его образу. Построение и обособление личности осуществляется посредством (само)отождествлений»[4]. При этом механизмом идентификации является конфликт.

Идея З. Фрейда получила развитие в работах Э. Эриксона, который понимал процесс идентификации не только в психотерапевтическом контексте, но и в контексте нормального психического развития и в более широком социокультурном контексте. (Так, например, он рассматривает становление не только личной идентичности, но и групповой).

Э. Эриксонв своей эпигенетической теории формирования идентичности говорит о том, что человек на протяжении всей своей жизни проживает ряд психосоциальных кризисов, в результате каждого из которых образуется качественно новый уровень идентичности. «Я представляю картину развития человека с точки зрения конфликтов, внутренних и внешних, которые несет с собой витальная личность, выходя из каждого кризиса с усилившимся ощущением внутреннего единства, с развившимися способностями к здравым суждениям, к «хорошим действиям» в соответствии со своими собственными стандартами и стандартами значимых для него людей». [71, с. 100-101]. Для описания этого нового интегративного качества организации личности Эриксон ввел понятие «идентичность» [71,72], определяемое как:

-  субъективное вдохновенное ощущение активности, самотождественности и целостности;

-  чувство адекватности и владения «я» независимо от изменений как ситуации, так и самого «я»;

-  принятие образа себя (во всем богатстве отношений личности к окружающей среде) самим собой и другим как значимое.

Сходное понимание идентичности мы находим у Дж. Мид: идентичность как способность человека воссоздавать свое поведение и жизнь как связанное единое целое [49].

Кризисы развития порождаются необходимостью овладеть новыми способами поведения в заданный промежуток времени. С каждым появившимся новообразованием возникает новая мера отчужденности в результате нового отношения взрослого к ребенку. Фактически, этим он развивает идею Фрейда о самой первой потере – потере материнского лона и того, что одной из главных движущих сил является страх потери любви. Задача, которую решает ребенок, состоит в преодолении этой отчужденности, и является возрастной задачей. Содержание конкретного возрастного этапа по Э. Эриксону задается сменой кризисных противоречий, которые имеют положительный и отрицательный исходы. Задача каждой возрастной фазы определяется полярностью того, что должно быть достигнуто и того, что должно быть преодолено. При этом важным моментом является претензия ребенка на данное отождествление: центральный вопрос о возрасте – с чем и с кем отождествляется ребенок, в каком действии происходит идентификация. Так, отмечается, что «на разных стадиях развития дети идентифицируют себя с теми аспектами окружающих людей, которые производят на них наибольшее впечатление, в реальности или в воображении – это не имеет большого значения» (сначала моделью идентификации становятся части тела, потом роли, и т.п.)[71, с. 169]. От успешности решения возрастной задачи зависит дальнейшая успешность человека и его готовность к решению следующих задач.

Итак, нормативным фактически является процесс кристаллизации идентичности в условиях конфликта, который задается изменением в качестве и количестве побуждений и появлением новых, часто противоречивых социальных требований – все это вместе «делает предыдущие приспособления недостаточными, а прежние достижения – сомнительными». [71, с. 173].