Свидетельствует ли обнаруженный факт различных феноменов осуществления проектирования о том, что данная деятельность может являться ведущей в старшем школьном возрасте – судить на основании полученных данных не представляется возможным. Хотя и есть феномены, свидетельствующие о так называемом мерцающем характере данной способности: рассогласование в работе со временем («Не хватает времени!» и «Могу распланировать кучу дел»), достаточность для некоторых случаев имеющихся средств организации оказывается и нехватка для других, разнонаправленные тенденции целенаправленного и активного действия сменяющегося периодами лени (см. так же [17, 73, 71]). Итак, мы можем с уверенностью говорить о том, что школьник осуществляет попытки проектирования, но не всегда оказывается осредствлен для этого.
3. Относительно анализа феноменов связанных с претензией на сферу проектирования (примеры анализа приведены в приложении 9) можно сказать следующее. Были обнаружены пять критериев, по которым можно выявить претензии на проектирование в какой-либо конкретной сфере: тревожность, связанная с включением в данную сферу, обсуждение собственных ресурсов относительно включения в эту сферу и пребывания в ней, связь данной сферы с основными мотивами возраста, наличие множества спонтанных обсуждений данного предмета проектирования с референтными людьми. Мы не обсуждаем достаточность критериев, однако, по всем обнаруженным критериям такой сферой является образовательная перспектива. Все полученные нами результаты, как и ожидалось, согласуются с результатами предыдущих исследований [28 и др.]. Так, мы нигде не видим другой сферы, нежели собственное образование, и везде оно обсуждается как будущее. Фактически можно говорить о притязании старшеклассников именно на образование как сферу проектирования, образовательная же перспектива является его предметом. Однако, нам не удалось вскрыть различия в содержании претензии на образовательную перспективу, различий в мотивах ее построения, которые по логическим соображениям могут быть связаны либо с субъектным отношением к собственному будущему, либо с желанием продлить «мораторий». Возможно так же, что по другим линиям развития, не связанным напрямую с принятием новых социальных ролей (например, интимные отношения – юношеская любовь), существуют другие способы решения задач возраста, однако их мы не касались в нашей работе. Интересно было бы проследить каким образом проектирование, в таком случае, сочетается с развитием по другим сферам.
На данном этапе мы можем говорить лишь о том, что образовательная перспектива является не только единственно доступной сферой, но и единственной на которую притязают старшеклассники при построении своего будущего, связанного со взрослением, при разрешении противоречия внешнего и внутреннего отождествления.
Выводы. В результате данного этапа, за счет решения всех поставленных задач, нам удалось выявить, что проектирование как метод, с одной стороны оказывается востребованным в нормативной ситуации личностного самоопределения, а с другой стороны используется для разрешения данной ситуации. При этом оказывается, что ресурсы, связанные с проектированием не всегда есть у реального самоопределяющегося школьника, который пробует осуществлять проектирование относительно построения собственной образовательной перспективы. На основании того, что прецеденты построения проектов в фактических действиях старшеклассников все же случаются, мы можем говорить о том, что мы адекватно сформулировали форму разрешения противоречия. Далее необходимо обсуждать за счет каких именно условий (институциональных, личностных, конкретно-ситуативных и пр.) происходит появление подобного рода прецедентов. Таким образом, мы можем говорить о том, что ситуации самоопределения могут различаться по тому есть ли реальная претензия на субъектное отношение к будущему и на самообразование или нет, и насколько реалистична данная претензия, есть ли для этого личностные ресурсы или нет, есть ли институциональные формы, способствующие такому самоопределению или нет.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.