Проектирование образовательной перспективы как форма идентификации в старшем школьном возрасте (магистерская диссертация), страница 22

Моделирование предполагаемых действия до их осуществления, повторяемое до тех пор, пока не появится полная уверенность в конечном результате (Букер, 1964).

«Главная трудность заключается в том, что проектировщик должен на основании современных данных прогнозировать некоторое будущее состояние, которое возникнет только в том случае, если его прогнозы верны. Предположение окончательного результата проектирования приходится делать еще до того, как исследованы средства для его достижения. Проектировщик вынужден прослеживать события в обратном порядке – от следствий к результатам, от ожидаемого влияния данной разработки на мир – к началу той цепочки событий, в результате которой и возникнет это влияние» [19, с.48]. Цель метода – сделать ясным все неизвестные возможности и ограничения «нового» до того, как принято бесповоротное решение. Проектировщик должен предвидеть конечный результат осуществления своего проекта и определить меры, необходимые для достижения этого результата. «Проектировщики же всегда вынуждены считать результатом то, что существует лишь в воображаемом будущем и искать пути претворения в жизнь предвидимых объектов» [19, с. 60].

Под проектированием изначально понималась особая деятельность, связанная с появлением большего объема информации. Проект всегда направлен на ликвидацию какого-либо «разрыва» в существующей практике. Необходимость в проектировании возникает в проблемных ситуациях, для которых существует несколько возможных путей по ее решению, необходимо построение новой деятельности для ее разрешения в условиях кооперации людей между собой. «Говорить о проекте имеет смысл тогда, когда <…> проектировщик имеет дело с ситуацией высокой неопределенности». [8].


Таким образом, проектирование можно считать особым способом работы в проблемной ситуации, характеризующейся наличием противоречия, «разрыва» в практике, высокой степенью неопределенности, связанной с невозможностью предсказать заранее какие действия по решению ситуации нужны и приведут ли они к намеченному результату, при этом ситуацию необходимо разрешить в ограниченные сроки в условиях ограничения ресурса и его распределенного характера, а так же в условиях серьезных последствий в случае не решения или не верного решения задачи. Деятельностью, связанной с построением изменений в существующей практике с помощью моделирования и планирования последующего осуществления новой деятельности и за счет нескольких циклов оценки ресурсов и согласования их с целями и средствами, при субъектном отношении к процессу решения задачи и координации своих действий с другими людьми, включенными в процесс решения или в изменяемую ситуацию.

Итак, сформулируем тезисно характеристики проблемной ситуации, требующей проектирования:

Наличие какого-либо дефицита, «разрыва» в практике, который выражается как в виде объективно заданного противоречия, так и является результатом понимания ситуации.

Неопределенность ситуации заданная, во-первых тем, что предполагаемый результат – некий будущий объект или деятельность, про который ничего заранее не известно, а действия по его достижению надо совершать уже сейчас на основании о предположении за счет чего он может быть достигнут; а во-вторых, тем, что нет однозначного решения задачи достижения результата, но есть определенные наличные условия, характеризующиеся ограничением ресурсов.

Ограничение времени и других ресурсов.

Личностная значимость ситуации, связанная с серьезными, тяжелыми последствиями в случае неудачного решения.

Реальное взаимодействие с людьми, связанное с тем, что ситуация задана в контексте реального окружения субъекта и с тем, что цели и ресурсы по решению ситуации являются коллективно распределенными.

Все эти характеристики вкупе определяют тип ситуации как проектной или проблемной.