Моделирование предполагаемых действия до их осуществления, повторяемое до тех пор, пока не появится полная уверенность в конечном результате (Букер, 1964).
«Главная трудность заключается в том, что проектировщик должен на основании современных данных прогнозировать некоторое будущее состояние, которое возникнет только в том случае, если его прогнозы верны. Предположение окончательного результата проектирования приходится делать еще до того, как исследованы средства для его достижения. Проектировщик вынужден прослеживать события в обратном порядке – от следствий к результатам, от ожидаемого влияния данной разработки на мир – к началу той цепочки событий, в результате которой и возникнет это влияние» [19, с.48]. Цель метода – сделать ясным все неизвестные возможности и ограничения «нового» до того, как принято бесповоротное решение. Проектировщик должен предвидеть конечный результат осуществления своего проекта и определить меры, необходимые для достижения этого результата. «Проектировщики же всегда вынуждены считать результатом то, что существует лишь в воображаемом будущем и искать пути претворения в жизнь предвидимых объектов» [19, с. 60].
Под проектированием изначально понималась особая деятельность, связанная с появлением большего объема информации. Проект всегда направлен на ликвидацию какого-либо «разрыва» в существующей практике. Необходимость в проектировании возникает в проблемных ситуациях, для которых существует несколько возможных путей по ее решению, необходимо построение новой деятельности для ее разрешения в условиях кооперации людей между собой. «Говорить о проекте имеет смысл тогда, когда <…> проектировщик имеет дело с ситуацией высокой неопределенности». [8].
Таким образом, проектирование можно считать особым способом работы в проблемной
ситуации, характеризующейся наличием противоречия, «разрыва» в практике,
высокой степенью неопределенности, связанной с невозможностью предсказать
заранее какие действия по решению ситуации нужны и приведут ли они к
намеченному результату, при этом ситуацию необходимо разрешить в ограниченные
сроки в условиях ограничения ресурса и его распределенного характера, а так же
в условиях серьезных последствий в случае не решения или не верного решения задачи.
Деятельностью, связанной с построением изменений в существующей практике с
помощью моделирования и планирования последующего осуществления новой
деятельности и за счет нескольких циклов оценки ресурсов и согласования их с
целями и средствами, при субъектном отношении к процессу решения задачи и
координации своих действий с другими людьми, включенными в процесс решения или
в изменяемую ситуацию.
Итак, сформулируем тезисно характеристики проблемной ситуации, требующей проектирования:
- Наличие какого-либо дефицита, «разрыва» в практике, который выражается как в виде объективно заданного противоречия, так и является результатом понимания ситуации.
- Неопределенность ситуации заданная, во-первых тем, что предполагаемый результат – некий будущий объект или деятельность, про который ничего заранее не известно, а действия по его достижению надо совершать уже сейчас на основании о предположении за счет чего он может быть достигнут; а во-вторых, тем, что нет однозначного решения задачи достижения результата, но есть определенные наличные условия, характеризующиеся ограничением ресурсов.
- Ограничение времени и других ресурсов.
- Личностная значимость ситуации, связанная с серьезными, тяжелыми последствиями в случае неудачного решения.
- Реальное взаимодействие с людьми, связанное с тем, что ситуация задана в контексте реального окружения субъекта и с тем, что цели и ресурсы по решению ситуации являются коллективно распределенными.
Все эти характеристики вкупе определяют тип ситуации как проектной или проблемной.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.