Проектирование образовательной перспективы как форма идентификации в старшем школьном возрасте (магистерская диссертация), страница 52


Описание феноменов личностного самоопределения                                                                              ПРИЛОЖЕНИЕ 8

Хар-ки лич. самоопр-ия

Феномен позитивный / нормативный

Феномен негативный / неуспешный

1

Конструирование своего места в системе отношений. Деятельность саморазвития: самопознание и самореализация.

Старшеклассники пропускают уроки в школе, чтобы поехать на ОДИ со студентами и обосновывают это так: «Мы увидим студентов – свою перспективу. Пообщаемся, чтобы узнать как, что. Может чему-то научимся. Там же будет про организацию группы и коммуникацию?».

Девочка, 11 класс о своем выборе: «Я хочу жить достойно, быть хозяйкой фирмы дизайнерской по интерьеру. Сначала я закончу КИСИ на дизайнера и параллельно буду брать курсы экономики и бухгалтерии, потом поработаю сама дизайнером, посмотрю как что устроено и потом уже лет через 5 свою фирму открою. Сейчас хожу на курсы в художественное…» - творческий подход, активность.

Отрицание необходимости определения перспективы, выражающееся у старшеклассников в неопределенности выбора («не знаю… да все нормально будет, все же как-то поступают, батя сказал решит если что…») и перекладывании ответственности

Репродуктивное, не творческое определение перспектив. 11 класс, мальчик на вопрос куда решил поступать очень долго отмалчивался а потом наедине сознался. На вопрос почему туда ответил: «Ну, у меня там старший брат учится – говорит интересно…» (по мат-ам сессии по коррекции самоопределения). Сюда же относятся варианты поступления «за компанию с подругой»

2

а) – Линия конкретизации от отдаленных перспектив
- Жизненный план

б) Сопоставление целей и средств, выбор

а) Старшеклассники на ОДИ со студентами (2002 г.) докладывали две ими сконструированные стратегии выбора Вуза – содержательный (от будущего) и формальный (от настоящих ресурсов) + обсуждали необходимость четкого предусматривания всех возможностей

б) Множество спонтанных обсуждений картинок будущего в его самых разнообразных аспектах, различных вариантов профессий и Вузов, причем как со значимыми сверстниками, так и с референтными взрослыми.

Мальчик, 10 класс: «Хочу быть юристом, а блат у родителей только в технолаге. Парни знакомые есть там – говорят денег можно будет заработать. А что? сейчас все так поступают!» (Выбор того, что с гарантией выполнимо) или: девочка, 10 класс с 6 класса «идет на математику» на вопрос почему собирается на мат.фак. отвечает, что зачем мучится – тут поступит с гарантией, т.к. все тесты легко решает, при этом совершенно не представляет себе где работают люди окончившие мат.фак. и не интересуется этим.

б) «Метания» от одного решения к другому в конце учебного года, сильное переживание отказа от какой-либо из альтернатив.

3

- Усиленный интерес к собственным качествам

- Сопоставление целей и средств

- Важность планирования, программы поступления

- Феномен обсуждения со значимыми взрослыми собственных качеств, причем в залоге умений и возможностей (Как вы думаете, у меня получится туда поступить? Как вы думаете, это мое или не мое?)

- Четкая индивидуальная образовательная программа, выраженная в предпочтении каких-то предметов по критерию связанности с будущим

- Старшеклассники обсуждают организацию как важнейший ресурс (по материалам ОДИ, практикума (см. главу 5?6), выездных школ со старшеклассниками)

- Сомнение в достаточности своих ресурсов проявляется в повышенной чувствительности к оценке. Известны феномены «битвы за оценку» и «выпрашивания оценки», причем за ту, которая связанна с необходимым ресурсом для достижения планов и пренебрежение низкой оценкой по предмету, который не связан с перспективой.

- Желание все предусмотреть - девочка, 11 класс: «Ну, вот я сейчас очень туда хочу, допустим поступаю, а вдруг я спустя 5 лет там вообще работать не захочу?! Не знаю как это узнать…»

- «Времени не хватает!», при рассогласовании с «Я могу распланировать кучу дел» (по мат-ам иссле. возр-ого самоч-я сткл-ов [10])

4

Субъектность как необходимый момент реального самостоятельного самоопределения

Желание оставить свой след в истории. «Проживу ли я достойно? Смогу ли я в момент смерти радоваться за свою жизнь?»

Мальчик, 11 класс приглашенный на ОДИ со студентами-психологами (собирается поступать на биологию): «А что я от этого получу?» и, выслушав ответ, не поехал.

Девочка, 10 класс, после ОДИ со студентами: «Я послушала, что студенты говорят про то, как они поступали и поняла, что когда выбираешь Вуз надо ориентироваться на свои интересы, а не на родительские» (реально поменяла решение)

Тревожность, связанная с будущим.

Случайность выбора: «Я пришел на день открытых дверей – мне понравилось»

Феномены лени (описано в лит-ре как оборотная сторона целеустремленности «недостаточная самостоятельность и готовность к самоотдаче ради будущей реализации своих жизненных целей»)

5

Родители – держатели множества ресурсов,  фактор самоопределения старшеклассников

Девочка, 11 класс, хочет поступать на психолога в С.-Пб., однако родители по причинам не возможности содержать дочь в другом городе воспротивились. Девочка при этом талантлива в написании художественных текстов. Мама ее подруги (занимается бизнесом), хочет чтобы девочка училась на знаменитом петербургском лит.факе и готова ее «спонсировать». Девочка пытается договорится с ней на предмет «спонсирования» ее для обучения психологии.

Известный случай: «Мы с мамой неделю не разговариваем. Хочет, чтобы я на юр.фак. поступала, а я на ППФ хочу. Сказала денег на платное не даст. Ну и ладно – работать буду!».

Или: «Папа говорит, что юр.фак это круто и можно будет достойно зарабатывать. Мама хочет, чтобы я шла на эконом, как она. Не знаю, что делать».