Проектирование образовательной перспективы как форма идентификации в старшем школьном возрасте (магистерская диссертация), страница 36

Итак, категорией второго этапа контент-анализа является характеристика, связанная с проектированием. Единицей анализа является текст, в котором есть / нет данная характеристика. Частота – встречаемость тех или иных текстов в процентном соотношении к общему числу текстов данной возрастной группы.

Кроме того, предполагалось в ходе анализа систематизировать появившиеся характеристики связанные с проектированием относительно таких общих групп как решение проблем, постановка целей, ресурсы и компетентности проектирования.

Результаты и интерпретация.

1.  Работы старшеклассников и подростков оказались во многом похожи по содержанию образов взрослости. Так, характеристики ответственность и самостоятельность оказались самыми часто встречаемыми (вне зависимости от паспортного возраста) по сравнению, например, с такими как аккуратность и разумность, рассудительность. Эта тенденция была заметна даже без контент-анализа невооруженным взглядом при чтении текстов. Мы связываем данную тенденцию с тем, что общекультурные представления о взрослости как раз содержат такие характеристики как инициативность, самостоятельность и ответственность [60,46]. Однако содержание данных качеств существенно отличалось в зависимости от возрастной группы (см. приложение 5, таблицу №1.). Так, старшеклассники связывали самостоятельность и ответственность с решением проблем в контексте собственной жизни и жизнь других людей, а не в контексте независимости и поступков как в текстах подростков. Почти в каждой работе вне зависимости от возраста встречается хоть одно описания личностных свойств взрослого человека (к старшему школьному число таких характеристик взрослого в тексте значительно снижается, в основном встречаются тексты без личностных характеристик).  Таким образом мы можем говорить о том, что множество характеристик взрослости оказались «вневозрастными».

2.  Единственным существенным отличием работ старшеклассников (см. таблицу №2 в приложении 5) явились характеристики и способности взрослого, которые мы можем опознать как описывающие культурную деятельность проектирования связанные с проектированием. Такие описания взрослости не появились в текстах 6-9-классников (за исключением 5 работ из 102 – 5%). Таким образом, мы можем говорить о том, что появление данных характеристик в образе взрослости связано с особенностями старшего школьного возраста.

3.  Характеристики и способности взрослых, связанные с проектированием встречаются не во всех текстах старшеклассников, но в большинстве (28 из 42, 67%). При этом в данных 28 сочинениях было обнаружено 53 таких характеристик, т.е. в текстах встречается по несколько штук подобных описаний взрослого – они являются центральными.

4.  Выявленные в текстах характеристики и способности взрослого, которые мы опознаем как описывающие социокультурное проектирование, разделяются на три основные группы – целеполагание, решение проблем, средства по решению проблем и достижению целей (см. список в приложении 6). Всего выявленных характеристик взрослого, как «проектировщика» 53. Как видно из списка характеристик – почти все они сформулированы в виде некоторых умений, в активной форме. Так, основными компетентностями взрослого являются умение ставить цели и их добиваться, умение работать с ситуацией (находить выход), а основными ресурсами – воля, осознание собственных ресурсов, организация времени и других ресурсов, умение координировать работу с другими людьми. По одиночке данные характеристики можно соотнести с различными формами деятельности. Однако фактически единственной культурной формой, которой в наибольшей степени могут соответствовать данные притязания (все характеристики вместе) является проектирование, притом социокультурное.

5.  Что касается текстов старшеклассников, в которых без соответствующих характеристик «взрослости» (14 из 42), то они отличались следующим. Либо более инфантильным отношением ко взрослому (в соответствии с выделенными на предыдущем этапе критериями, см. гл. 5, п. 2), либо общим негативным отношением ко взрослости  или представлением о взрослых, как о людях, которые мечтают вернуться в «безоблачное детство» (см. пример №3 в приложении 2), либо это были работы не в виде текста, а в виде списка, что может свидетельствовать о  неприятии задания.