Проектирование образовательной перспективы как форма идентификации в старшем школьном возрасте (магистерская диссертация), страница 25

Таким образом, мы полагаем, что именно личностное самоопределение является не только основным психологическим но и основным деятельностным содержанием возраста – его задачей, за счет решения которой может происходить разрешения противоречия задающего возраст.

Второй особенностью личностного самоопределения является его принципиальная «двуплановость» или двуаспектность, на которую указывают многие авторы (Г. Гермес [35], М.М. Рубинштейн [43], М.Р. Гинзбург [15], Л.И. Божович [5], И.С. Кон [22], И.Ю. Кулагина [26] и др.). Так, Л.И. Божович отмечает особенность личностного самоопределения, связанную с тем, что оно осуществляется одновременно с одной стороны, как конкретное определение будущей профессии «деловой выбор профессии» и планирование жизни, а с другой – как неконкретные поиски смысла своего существования – ценностное самоопределение. Причем, по мнению Л.И. Божович, эта двуплановость исчезает к концу юношеского периода и началу зрелости, однако, отмечает она, психологическая сторона этого процесса еще никем не прослежена. М.Р. Гинзбург в своей статье о самоопределении [15] напрямую указывает, что данная отмечаемая Божович характеристика самоопределения является фундаментальной и связана с двуплановым характером жизненного поля, конструирование которого собственно и есть самоопределение по Гинзбургу. Он считает, что реальное личностное самоопределение всегда разворачивается в двух ортогонально заданных плоскостях – ценностно-смысловой и пространственно-временной, связано с построением человеком «своего жизненного поля, включающего в себя как совокупность индивидуальных жизненных смыслов, так и пространство реального действования» [15, с. 47]. Рассмотрим их подробнее.

Ценностно-смысловой аспект самоопределения.

Данный аспект рассматривается как важный для развития юноши многими авторами. Так, Л. Кольберг отмечает, что в 13-16 лет развитие морали достигает уровня «автономной морали», т.е. самостоятельной выработки моральных принципов [по 51, 60]. Л.И. Божович и И.С. Кон отмечают появление в старшем школьном возрасте иерархии мотивов и ценностей, самостоятельно выработанных старшеклассником [6,22]. Ценностно-смысловое самоопределение связывается Гинзбургом с определением своей позиции по отношению к общественным ценностям – за счет принятия или отвержения ценностей (свои – не свои) выстроить собственную позицию. Эта идея осмысленности тесно связывается в данном возрасте с идеей субъектности. В подростковом возрасте человек должен встретить взрослость и вместе с ней начать лично выбирать собственные привязанности и перспективы, - пишет Э. Эриксон (курсив наш, - М.М., [71, с. 115]). С.Л. Рубинштейн говорит о том, что спецификой осознанной, собственно человеческой жизни является выход на ценностно-смысловое определение жизни [12]. Такие проблемы как определение смысла жизни, построение мировоззрения, впервые всерьез встают именно в юношеском возрасте. Активное их обсуждение свидетельствуют об нормально идущем процессе самоопределения; их отсутствие - о его искажении [15]. Отмечается так же, что «Присвоение социально выработанных ценностей и их осмысление – процесс активный, во многом определяющий успешность самоопределения и включенность подрастающих людей в жизнь общества» [15, с. 48]. Итак, мы опять сталкиваемся в описании самоопределения с таким определением юношеского действия как субъектность. Причем данная характеристика относится не только к построению представлений о мире, но и к собственному развитию. П.М. Якобсон, описывая феномены старшего школьного возраста, отмечает, что многие молодые люди говорят и стремятся к самовоспитании в себе каких-то качеств. И это согласуется с представлениями о том, что «в старшем подростковом возрасте возникает потребность разобраться в окружении и в самом себе» [16], что на первый план выходят мотивы, связанные с саморазвитием (мы об этом уже говорили выше) и с использованием своих личностных качеств как ресурсов для действия. Таким образом, такой аспект саморазвития как самопознание так же относится к ценностно-смысловой плоскости самоопределения. А второй его аспект – самореализация как воплощение этих ценностей в определенных видах деятельности – к пространственно-временной [15, с. 48.].