Проектирование образовательной перспективы как форма идентификации в старшем школьном возрасте (магистерская диссертация), страница 26

В своей работе мы не ставим целью рассмотреть процесс присвоения общественных ценностей, т.к. это относится скорее к аспекту построения групповой идентичности. Мы рассматриваем в первую очередь пространственно-временную плоскость самоопределения, поскольку, во-первых, она является действенным аспектом, в котором в «снятом» виде представлена, выражена ценностная плоскость, а во-вторых, поскольку именно временной аспект занимает центральное положение в структуре идентичности юноши или девушки [71].

Итак, переходим к рассмотрению пространственно-временного аспекта личностного самоопределения.

Он описывается в литературе с помощью таких понятий как временная перспектива [6,16,17,34,51], жизненная перспектива [71,26], личностное время [20], жизненный план [16,22,26]. При этом под перспективой понимается предвидение будущих жизненных событий, которые выстроены или не выстроены в определенную последовательность, под личностным временем – субъективное представление данной «жизненной линии».  Относительно всех этих понятий указывается значимость связности, соотнесения, согласования – то есть некоторой цельности.

Так, построение жизненной перспективы рассматривается вслед за Э. Эриксоном в качестве основной задачи юношества: объединение всего, что подросток знает о себе в единое целое, осмысление, связывание с прошлым и проецирование на будущее [71], что задает возможность видеть жизнь в определенной перспективе. Т.е. основной коллизией возраста по его мнению является  временная перспектива против временной диффузии. Осознание соотношения прошлого, настоящего и будущего, объединяющего все знания юноши о себе в перспективе карьеры,[12] рассматривается как удачный результат стадии [26,71], а несвязность – как негативный. Так же связность временной перспективы обсуждается в событийном подходе (или причинно-целевая концепции) А.А. Кроника и Е.И. Головахи [17], которые отмечают, любое событие жизненного пути становится понятным только при рассмотрении того, какое место оно занимает в последовательной цепи событий прошлого, настоящего, будущего личности. А так же, что нормативным в данном возрасте является концентр временной перспективы в будущем и целево-средственные межсобытийные связи в противовес причинно-следственным. Другие отечественные исследователи личностного времени – Е.И. Пряжников и Е.И. Иванушкина пишут: «Личностное время в данном исследовании рассматривается как субъективная картина собственного жизненного пути личности и эмоционального отношения к ней. При этом планирование собственного будущего мы рассматриваем как действенный компонент, объективацию ценностных ориентаций личности». [20, с. 53]. Аналогичным образом рассматривает временную перспективу К. Левин, обсуждая специфичное для возраста расширение жизненного пространства – как в смысле социального окружения, так и во временном измерении: «впервые появляется будущее как психический детерминант личности». Изменения во временной перспективе старшего школьника связаны по его мнению, во-первых, с масштабом (оперирование годами, а не днями), во-вторых, со способом структурирования – дифференцируются реальные и идеальные цели, появляется планирование (по [51, стр. 15]). Заметим, что М.Р. Гинзбург так же отмечает важность протяженности временной перспективы относительно особенностей личностного развития [15]. А И.Ю. Кулагина [26] и И.В. Дубровина (по данным [22]) так же указывают на появление у старшеклассников дифференцированности реальных и идеальных целей, различения вопросов «каким быть?» и «кем быть?».

Итак, временная перспектива и личностное время рассматриваются авторами с одной стороны с точки зрения ее протяженности и событийной насыщенности, а с другой стороны с точки зрения ее связности и структурированности за счет планирования как действенного компонента работы со временем. Что касается жизненных планов и их построения в данном возрасте, то различными авторами обсуждаются с одной стороны, необходимость обобщения целей, согласования их с мотивами и выстраивание их во времени (на жизненном пути), а с другой стороны, необходимость согласования целей со средствами, с наличными условиями и ресурсами. Так, И.С. Кон пишет: «Характерная черта ранней юности – формирование жизненных планов. Жизненный план возникает в результате обобщения целей, которые ставит перед собой личность, как следствие построение «пирамиды» ее мотивов, становление устойчивого ядра ценностных образований, которые подчиняют себе частные, преходящие стремления. С другой стороны – это результат координации целей и мотивов» и далее: «Жизненный план в точном смысле слова возможен только тогда, когда предметом размышления становится не только конечный результат, но и способы его достижения, путь, которым человек намерен следовать, и те объективные и субъективные ресурсы, которые ему для этого понадобятся. В отличие от мечты, которая может быть как активной, так и созерцательной, жизненный план – это план деятельности» [22, с. 190-191]. Рассуждения М.Р. Гинзбурга фактически такие же. «Если сложилась достаточно устойчивая система жизненных целей, определилась, хотя бы примерно, будущая профессия, то это значит, что намечена определенная жизненная цель, причем достаточно отдаленная». Однако, указывает он далее, чтобы добиться цели человек должен не только выстроить систему промежуточных целей, но и средств по их достижению: «такая система целей вместе со средствами их достижения – это и есть жизненный план» [16]. При этом сам процесс построения такого плана М.Р. Гинзбург описывает в терминах согласованности: трезво оценить свои возможности, согласовать их с ценностями, намерениями, стремлениями, поставить цель и промежуточные цели, выбрать пути и средства достижения. Именно на основании ценностей и жизненного плана, человек вырабатывает ожидания, притязания и пр. относительно будущего социального положения в обществе (сфера, тип жизни), на основании которых, в свою очередь выстраивается область будущей профессиональной деятельности, а в современной социальной ситуации (см. г.2., п. 4), по нашему мнению,  – образовательной деятельности.