Проектирование образовательной перспективы как форма идентификации в старшем школьном возрасте (магистерская диссертация), страница 51


Результаты критериального анализа                                                                                                        ПРИЛОЖЕНИЕ 7

Социокультурное проектирование

Личностное самоопределение

Хар-ки проблемной ситуации, которая требует проектирования (необходимость)

Сущностные черты метода проектирования – эффективные действия (осуществление)

Ситуация самоопределения старшеклассника

(необходимость)

Характеристики личностного самоопределения

(осуществление)

1

Имеется какой-либо дефицит, «разрыв» в практике:

а) Объективное противоречие

б) Понимание ситуации

Выстраивание новой или существенных изменений в старой деятельности, ее организации по-новому

Рассогласование самоотождествления и внешней идентификации, субъективно представленное как чувство взрослости с одной стороны и чувство некомпетентности с другой.

Конструирование своего места в системе отношений. Деятельность саморазвития: самопознание и самореализации.

2

Ситуация неопределенности:

а) Результат находится в будущем, а действовать необходимо настоящем б)  Нет однозначного решения задачи

а) - Логика развертывания процесса «с конца»

- Результат – схема будущего объекта или описание будущей деятельности

б) Согласование целей и средств, определение приоритетов

а) Аффективный центр находится в будущем, смещенность временной перспективы в будущее

б) Наличие огромного числа социальных позиций, профессий и учебных заведений. Нет готовых культурных форм самоопределения.

а) - Разворачивания самоопределения, в частности профессионального, идет по линии конкретизации от отдаленных перспектив до ближайших (от определения образа жизни, сферы притязаний, к профессии, образованию и к наличной ситуации в школе)
- Жизненный план как четкое представление о целях и средствах достижения и действиях и пути

б) Сопоставление целей и средств, выбор

3

Личностная значимость + серьезность последствий в случае неудачи

Субъектность, позиционирование

Ведущие мотивы, связанные с самоутверждением, самовыражением и саморазвитием + «Решается вся жизнь», а для мальчиков – риск армии

Субъектность и активность как необходимые моменты реального самостоятельного самоопределения

4

Ограничение ресурсов и времени

- Анализ и оценка наличных ресурсов;

- Согласование целей и средств;

- Планированиереализации проекта

Ситуация окончания школы – учатся ровно 2 года, выходят с тем, что получили за 10 лет +  необходимость дополнительных ресурсов для поступления кроме знаний.

- Усиленный интерес к собственным качествам

- Сопоставление целей и средств

- Важность планирования, наличие программы поступления

5

Реальное взаимодействие с людьми из окружения субъекта +  коллективно распределенные цели и ресурсы

Координация своих действий с другими людьми в процессе проектирования и осуществления проекта, переговоры

Родители являются держателями множества ресурсов, так же люди связанные с выходом из школы и поступлением

Родители являются держателями множества ресурсов и рассматриваются самими старшеклассниками как фактор самоопределения