Проектирование образовательной перспективы как форма идентификации в старшем школьном возрасте (магистерская диссертация), страница 34

2.  Понимание взрослости так же различается в зависимости от возраста респондентов. Старшеклассники достаточно часто (25% в противовес 6% подростковых текстов, см. приложение 3, таблицу 1, примеры фраз по критериям в приложении 4) напрямую указывают на то, что взрослость – качество относительное, на то, что взрослым может быть и тот, кто формально считается ребенком, однако обладающий определенными качествами – удовлетворяющий  их собственным критериям взрослости. И это нам кажется принципиально важным – ведь вырабатывание собственных принципов, собственных правил и пр. как закреплено в культуре в виде представлений о взрослости, так и появилось в текстах подростков при описание взрослого – как претензия. Старшеклассники же это кладут как уже свое. Итак, мы фиксируем тенденцию ненатурального отношения ко взрослости.

3.  Что касается критерия противопоставления, различения себя и взрослого, ребенка и взрослого, то в основном такие тексты встречаются у подростков (98 %). В некоторых даже присутствует жесткое противопоставление: «Они нас не понимают!». Это указывает на отождествление с детским сообществом, с подростковой субкультурой. А у старшеклассников таких текстов почти нет. Есть только 3 текста с противопоставлением, в одном из которых просвечивает явный конфликт с родителями, а в двух других взрослые описываются через призму отношений с родителями, причем как несчастные люди, желающие вернуться в детство. Такие случаи мы рассматриваем не как возрастные, а как личностные, для этих респондентов тема работы выступила как стимульный материал для проекции актуальных конфликтов  (см. пример №3 в приложении 2).

4.  Что касается используемых глагольных форм, то можно говорить о четкой тенденции к описанию взрослости через компетентности – об этом свидетельствует,  во-первых, наличие большого числа глаголов и отглагольных форм от «умеет», «способен», появившихся именно у старшеклассников (по этому критерию см. таблицу № 2, приложение 3). А во-вторых, смысловая нагрузка слов, связанных с долженствованием. 6-7 классе – это обязанность, в 8-9 – требование к качествам взрослого, а в 10-11 требование к уровню компетентности взрослого. Слово уровень мы употребляем не случайно – такое представление о «величине» присутствия того или того критерия взрослости появилось в работах в виде специфического выражения «не совсем взрослый». Кроме того, относительно глагольных форм был замечен интересный феномен. Часто старшеклассники, описывая взрослого человека как умеющего, знающего свое место в мире и пр. употребляют такие слова как «начинает задумываться», «пытается» (21% текстов в противовес 4% работ подростков). Такое стремление к большей умелости, описание становящейся компетентности, очевидно указывает, во-первых, на отождествление описываемого взрослого с собой – на чувствование себя взрослым. А, во-вторых, на то, что данный процесс рефлектируем, поскольку если человек идентифицирует некий этап как начало, значит он видит весь процесс и его структуру.

Кроме того, в ходе работы с текстами были замечены еще несколько тенденций, не связанных напрямую с критериями, но имеющих отношение к задачам этапа.

5.  Так, у 6-9-классников много текстов, в которых содержатся фразы про помощь младшим, нам, детям и пр. В текстах старшеклассников та же идея помощи выражается совсем в других словах: «ответственен за других», «может дать дельный совет», т.е. в характеристиках инструментальных, без отсутствия отождествления данной характеристики с конкретным возрастом. И, как уже отмечалось выше отсутствует сличение / различение взрослого с ребенком и выделение его качеств таким образом – взрослость описывается сама по себе вне зависимости от возраста конкретного человека.

6.  Интересным фактом для нас так же явилось использование в текстах такого критерия взрослости как самочувствие. В 5 текстах из 42 старшеклассников встречаются фразы типа «ощущает себя взрослым», а у подростков – ни в одном из 102. Кроме того, в одном тексте 9-тикласснцы фраза «если он не ощущает себя взрослым – у него ничего не получится», что мы рассматриваем как указание на претензию на чувство взрослости.