Проектирование образовательной перспективы как форма идентификации в старшем школьном возрасте (магистерская диссертация), страница 56

[16] Под отношением ко взрослости мы понимаем не эмоционально-моральное отношение: «взрослые – хорошие или взрослые плохие», отношения себя ко взрослым / не взрослым, т.е. самоотождествление – наличие / отсутствие чувства собственной взрослости, отождествленности со взрослым.

[17] Разрабатываемый метод исследования возрастного самочувствия – 2000 г. [10]

[18] Этот результат анализа бесед согласуется с данными творческой работы, выполненной десятиклассницами Гимназии «Универс», 2002г., под руководством Петровой Т.В. В работе проводилось исследование выбора из альтернатив поступления. Респонденты в качестве аргументов «за» приводили личностно-смысловые, а в качеств аргументов «против» - инструментальные и некоторые объективные причины.

[19] Здесь мы имеем в виду не конфронтацию (которая так же встречалась в текстах), а наличие различения, «другости» детей или подростков и взрослых.

[20] При этом под характеристиками, связанными с проектированием мы понимаем те, в которых содержится указание на специфику метода проектирования (работа с будущим, неопределенность, проблемная ситуация, задача и т.д.), указание на различные этапы проектирования (постановка цели, подбор ресурсов, планирование и т.д.) и на компетентности необходимые для проектировании (анализ, умение согласовывать цели и результаты, коммуникация и пр.).

[21] Все феномены, зафиксированные в собственном опыте были получены, во-первых, ходе нашей психологической практики в рамках психологической службы старшей ступени гимназии «Универс», г. Красноярска, во-вторых, в результате работы в рамках выездных летних школ для школьников сибирского региона.

[22] Так, в исследованиях исследования, проведенные в рамках МШСЭН, 2002 г. [28], было показано, что уровень образования старшей школы или техникума перестал рассматриваться старшеклассниками как достаточный для включения во «взрослую жизнь». В результате опроса было выявлено / так как опрос был социологический – то можем рассматривать результаты как феномены/ что не только неполная (в объеме 7-9 классов), но и полная средняя школа (в объеме 10-11 классов) не дает, по мнению старшеклассников, достаточного образования для построения карьеры (нашли достаточным первый уровень менее 2%, второй - менее 12% опрошенных старшеклассников). Что касается массовых рабочих профессий, не требующих высшего образования, то они вообще которые не участвуют в идеальной картине будущего старшеклассников – отвергаются как перспектива личной карьеры и рассматриваются как форма неудачной жизненной траектории для одноклассников (16% опрошенных). Отмечается, что именно ВУЗ – то, что реально проектируют и то, на что реально притязают современные старшеклассники.

[23] Всего мы провели около 16 бесед с учащимися обоих полов 10-11 классов различных школ сибирского региона (Красноярск, Томск, Новосибирск, Мыски, Нижнеудинск, Железногорск и др.).

[24] Данные дискуссии проводились в выездных межрегиональных школах для старшеклассников, а так же на сессии по коррекции индивидуальных образовательных программ (СКИОП) – элемент образовательной программы старшей ступени гимназии №1, организуется как место рефлексии способов и оснований построения школьниками своей образовательной программы.

[25] Разработка ведется совместно с Петровой Т.В., Таранюк Т.Ю.