Проектирование образовательной перспективы как форма идентификации в старшем школьном возрасте (магистерская диссертация), страница 11

2.2. Основное противоречие возраста.

Мы не ставим целью нашей работы теоретическое конструирование противоречия возраста, мы лишь попытаемся оформить существующие в литературе представления, описать противоречия задающие возраст в соответствии с положением культурно-исторической концепции. «Формирование личности ребенка определяется соответствием между тем местом, которое он занимает в системе доступных ему человеческих отношений (а, следовательно, и между соответствующими требованиями к нему) с одной стороны, и теми психологическими особенностями, которые у него уже сформировались в результате его предшествующего опыта, – с другой стороны». [5. с. 176].  Из данного соотношения возникает система потребностей и стремлений ребенка (субъективно представленных в соответствующих переживаниях), которые опосредствуют воздействия среды и являются непосредственно движущей силой развития новых психических качеств. «Потребность же выполнять то или иное требование среды возникает в том случае, если его выполнение не только обеспечивает соответствующее объективное положение ребенка среди окружающих, но и дает возможность занять то положение, к которому он сам стремится, т.е. удовлетворяет его внутреннюю позицию»  [5, с. 174., (курсив наш, – М.М.)].

Итак, для выявления основного противоречия возраста и социальной ситуации развития нам необходимо учитывать место старшеклассника в системе отношений и новообразования предшествовавшего периода, которые требуют своего включения в новую деятельность, требования к нему предъявляемые и его собственные потребности, а так же соотношение его возможностей и потребностей с требованиями и возрастными вменениями.

Объективная ситуация жизни старшеклассников задается прежде всего ситуацией окончания школы. Юноши и девушки находится на пороге вступления в самостоятельную взрослую жизнь – и это, по мнению множества психологов, является тем самым существенным в обстоятельствах жизни старшего школьника и характеризует условия решению возрастных задач [6, 15,2122,72, и др.]. В данный момент старшеклассник является самым взрослым в школе, однако, по сути, он остается в стенах все той же институции, что и первоклассник.

Внутренние условия развития в этом возрасте характеризуются, во-первых, окончанием пубертата и наступлением биологической или психосексуальной зрелости. Окончилось развитие центральной нервной системы и гормональная «ломка», что проявляется в плавности, точности движений юноши, росте достижений в спорте. В психическом развитии можно отметить системность и критичность мышления, приобретение приемов рассуждения и доказательства, увеличение объема памяти и различных способов запоминания. Все это дает старшекласснику возможность в получении более сложных умений и навыков, включение в трудовую жизнь. [22,26,71,73]. В рамке органического развития биологическая зрелость ассоциируется со взрослостью, готовностью к репродукции, которая как одна из идей зрелости открыта человеку с детства. Т.о. подросток внутренне уже созрел для того, чтобы включиться в новые взрослые формы жизни, а внешние обстоятельства препятствуют этому, удерживая его в системе прежних взаимоотношений в рамках школы.

Во-вторых, ситуация развития характеризуется новообразованием подросткового возраста, которое меняет сложившуюся ситуацию развития подростка. Существует множество противоречивых мнений о подростничестве его задачах и деятельности в этом возрасте, однако большинство психологов сходится в том, что центральным новообразованием является «образ Я», как результат работы новой формы самосознания, интегрирующий все личностные характеристики подростка и являющийся его своеобразным ресурсом. Перечислим основные дефиниции, которые используются для описании подросткового новообразования: личность [11,5], новый уровень развития самосознания и рефлексия [12,36,60,69][6], открытие Я [11,22,26,34,35,60], Я-концепция и  идентичность [42,72], и др. Что касается способностей, связанных с данным новообразованием, то указывается появление способности к формально-логическому рассуждению и рефлексии (Ж. Пиаже), способность к целеполаганию (Б.Д. Эльконин) и постановке задач саморазвития (Г.А. Цукерман).  Эта способность требует своего включения в деятельность, т.е. старшеклассник начинает претендовать на то, чтобы самостоятельно определять свои цели и координировать деятельность по их достижению.