Итак, мы можем говорить о том, что в данном возрасте возникает целый комплекс сложных противоречий. Сталкиваются чувство собственной взрослости, связанное с биологической зрелостью, появлением личности и ситуацией окончания школы с одной стороны, и внешнее вменение старшеклассника как ребенка с другой стороны. Это столкновение провоцирует появление чувства недостаточности собственных ресурсов для вступления во взрослую жизнь, которое в свою очередь противоречит появившейся претензии на освоение новых пространств и самоутверждение. Старшеклассник является по различным вменениям и взрослым и не взрослым одновременно: по части качеств (например, биологическое и психическое развитие) он оказывается взрослым, а по части (например, наличие определенного статуса) – нет. Такое рассогласование, отражаясь в самочувствии, противоречит идее целостности – то есть той идентичности, которую можно считать сложившейся в подростковом возрасте. (Возможно, именно поэтому многие авторы обсуждают подростковый и юношеский возраст как направленные на решение одной задачи – самоопределения. Однако, и здесь мы присоединяемся к Л.И. Божович, эти задачи различаются по психологическому содержанию – см. п. 2.4, гл.4, п. 3.)
Итак, противоречие, задающее возраст, состоит в рассогласовании ставшей компетентности (психосексуальной зрелости, готовности к включению во взрослые типы деятельности) и недостижимой компетенции (не предоставленного статуса взрослого человека, общественного признания), субъективно представленное как чувство взрослости с одной стороны и чувство неготовности ко взрослости с другой стороны. Относительно такого оформления противоречия возраста возможны две проблематизации.
Во-первых, поскольку компетентность уже есть, а компетенция еще не передана, конфликт является непродуктивным, так как переходит на требования предоставления компетенций, а не на опробование ставших ресурсов в деятельности и через это выявление дефицитов компетентности. Одним из самых интересных относительно данного возраста является тот факт, что институции, поддерживая и усугубляя данное рассогласование (предоставляя устаревшие формы отношения и деятельности – что в корне противоречит идее Выготского «обучение должно вести за собой развитие»), фактически восстанавливают проблематику предыдущего возраста с его внутренней конфликтностью. А значит – создают ситуацию, способствующую инфантилизации юноши, так как появляется возможность прожить новый возраст более удобно, хотя и более неадекватно (Б.И. Хасан), а с другой стороны – ситуацию способствующую развитию. Эриксон, описывая юношество говорил о том, что принципиально важно как общество идентифицирует индивида с тем, кем он потом должен стать, при этом формулируется требование: общество должно предоставлять такие способы изменения юноше, чтобы они не затрагивали его идентификации с собой [71, с. 170], т.е. чтобы не разрушали сложившейся идентичности. Мы же наблюдаем обратную ситуацию, и возможно именно это «нападение» на сложившуюся идентичность задает процессы самоопределения старшеклассников – как процессы освобождения от детских зависимостей и самостоятельного конструирования своей идентичности без опоры на предоставляемые обществом требования (не зря же процесс самоопределения связывается с выработкой собственного отношения к ценностям общества [15]).
Во-вторых, данное противоречие по сути своей является внешним по отношению к внутренним процессам развития, не является столкновением натуральных и культурных форм поведения в традиции культурно-исторической концепции, а задано исключительно социально и институционально. (Собственно вообще говорить о нормативном задании противоречия в этом возрасте пока не представляется возможным – см. п. 2.1.). Однако, не смотря на это, мы полагаем, что данное рассогласование может вести за собой развитие. «Длительное подростничество, характерное для большинства западных культур, создает зазор между психосоматическим и психосоциальным созреванием и влияет на личностное развитие, подобно формирующим годам раннего детства» [71, с 66, курсив наш, - М.М.]. Фактически можно говорить, что такое осознанное и рефлектируемое рассогласование самоощущения, самовменения – и его идентификации извне – и задает ситуацию развития в этом возрасте, процессы самоопределения.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.