Проектирование образовательной перспективы как форма идентификации в старшем школьном возрасте (магистерская диссертация), страница 27

Итак, мы можем заключить, что конструирование своего места в системе отношений идет не только в плане образа, но и в плане путей достижения. Что нормативным является структурированность и организованность будущего, достигнутая за счет самостоятельной постановки целей и анализа собственных ресурсов, а негативным решением задач возраста – случайное, аморфное и непрогнозируемое будущее [15]. Кроме того, нам кажется важным отметить, что при этом указывается на последовательность построения планов по линии конкретизации (от отдаленного будущего и ценностей до конкретных задач в актуальной ситуации) как нормативную и на то, что основные трудности, которые испытывают школьники, связаны с невозможностью простроить именно ближайшую перспективу, с недостатком ресурсов планирования (вопрос нехватки ресурсов для построения перспективы мы рассмотрим ниже). Результатом же самоопределения личности является жизненный план, как содержащий способы достижения целей и согласованный с основными ценностными ориентациями личности.

В первую очередь такие жизненные планы касаются профессии и будущего образования. Именно связь с профессиональным самоопределением является третьей важной особенностью, выделяемой всеми авторами. В контексте нашей работы нам кажется важным рассмотреть данный аспект самоопределения старшеклассников в отдельном пункте.

4.3. Профессиональное самоопределение и выбор Вуза как аспект личностного самоопределения: проектирование
образовательной перспективы

Профессиональное самоопределение в раннем юношеском возрасте является одним из самых важных аспектов личностного самоопределения, хотя и не исчерпывает его полностью [15]. Видение себя будущим профессионалом является показателем связи молодого человека с обществом, вхождения в общество. Выбор профессии фактически означает проецирование в будущее определенной социальной позиции (М.Р. Гинзбург, Э. Эриксон и др.). При этом отмечается, что «более всего беспокоит молодых людей неспособность установить профессиональную идентичность» [71, с. 172].

Л.С. Выготский указывал, что выбор профессии – это не только выбор той или иной профессиональной деятельности, но и выбор некоторой жизненной дороги, поиск определенного места в общественном производственном процессе, окончательное включение себя в жизнь социального целого на основе определения своего призвания и выбора своего основного жизненного действия.[13] В сложившейся современной ситуации (см. гл. 2, п. 5 данной работы), мы не можем обсуждать выбор профессии безотносительно выбора образования, которое позволит ей заниматься и Вуза, который позволит получить надлежащее образование. На сегодняшний момент профессиональное самоопределение конкретизируется в вопрос о выборе вуза. Л.С. Выготский и Л.И. Божович обсуждая выбор профессии старшеклассником, говорят о том, что это выбор на уровне самоопределения человека, так как для его осуществления необходим сложный анализ действия и своих внутренних ресурсов [5]. Э. Штерн так же отмечается сложность выбора профессии и говорит о согласовании желаний и возможностей как необходимый аспект самоопределения[14]: «Если бы согласование целей и средств с самого начала было безупречным, тогда все должно было бы сводиться к простому перенятию и подражанию способам поведения, существующим среди взрослых. Но это было бы нечто совершенно не похожее на юность <…> блуждание, искание наощупь и прохождение через сотню разочарований являются необходимым условием того, чтобы он достиг в конце концов надлежащей согласованности средств и целей, хотения и умения» [61, с. 45]. 

При этом оказывается, что такая согласованность является не только необходимой для самоопределения, но и оказывается возрастно-специфичной – т.е. появляющейся только в юношестве. Так, указывается, что в отличие от подростков, которые представляют себе будущее в общих чертах, старшеклассники задумывается о способах достижения целей, у него возникает сознательное отношение к учебе (по Петровскому): старшеклассники рассматривают некоторые предметы, как базу для дальнейшей профессиональной деятельности, а некоторые предметы отвергают  [26]. Л.И. Божович так же говорят, что данная задача самоопределения (в том числе и на уровне выбора учебного заведения) стоит и перед девятиклассниками, однако она несет в себе совершенно иной психологический смысл, так как у подростков и юношей них различные внутренние условия для решения. Такие различия очень четко видны на примере анализа выбора профессии (исследование Н.И. Крылова [25]). Так, подростки склонны оставаться в школе, и если уходить – то вслед за товарищем или просто потому, что именно этот вариант «на глаза подвернулся», они своих перспектив не определяют. А юноши и девушки – учитывают трудности профессии, учебы и свои ресурсы, задаются вопросом о соотношении «могу – хочу – надо» и стремятся к самостоятельному определению своего призвания, своих перспектив. При этом Божович отмечает, что, конечно же, так выбирают не все, но это можно считать возрастной тенденцией [5], поскольку это связано с претензией на общекультурный способ действия – проектирование. Кстати, интересный факт: проектирование хотя и является общественно выработанным способом действия, но не является общественно употребимым. Фактически, проектирование как способ является прерогативой работников сферы управления деятельностью, а не функционирования, т.е. людьми образованными.