Проектирование образовательной перспективы как форма идентификации в старшем школьном возрасте (магистерская диссертация), страница 12

Таким образом, третье, что мы можем отметить относительно внутренних условий развития, это то, что открытие своего Я и развитие мышления приводит к значительным изменениям в мотивационной сфере – порождает стремление к самовыражению, самоутверждению и  самовоспитанию. Ведущими в этом возрасте становятся мотивы самоутверждения и саморазвития (Г.А. Цукерман, Л.И. Божович, И.В. Дубровина, П.М. Якобсон и др.), мотивы включения во взрослое сообщество – задача определения своих отношений с обществом (М.Р. Гинзбург, И.С. Кон и др.), а так же стремление освободится от детских зависимостей (Э. Шпрангер, Э. Эриксон, и др.), которые подкрепляется возникшим на биологической основе чувством взрослости.

Если говорить о требованиях общества и социальных вменениях, то, на наш взгляд, о них точнее всего написал М.Р. Гинзбург. «Общество требует от старшего подростка определенной степени гражданской и моральной зрелости, социальной ответственности. Кроме того, перед подростком объективно встает необходимость определить область своей будущей профессии» [16].

Однако важным моментом является противоречивость требований и вменений общества, которые в свою очередь достаточно серьезно расходятся с предоставляемыми старшекласснику возможностями. Социум активно сопротивляется возможности напрямую реализовать возникшую зрелость. Именно отсюда и проистекает обострение в этом возрасте проблемы зависимости – не зависимости. Данная проблематика возраста фактически оказывается спровоцированной взрослыми и реально является проекцией взрослым миром проблемы из предыдущего возраста, связанной с сексуальным развитием подростка (Б.И. Хасан). Сопротивление проявляется со стороны двух общественных институтов. Во-первых, в усилении семейной опеки, когда взрослые фактически не допускают самостоятельности ребенка и склонны считать его не готовым ко взрослой жизни ([2] и др. исследования). Во-вторых, в том, что юноши и девушки, не смотря на все свои стремления, чувство взрослости и собственного достоинства (которое появляется с появлением личности) остаются все еще в стенах школы. Таким образом, мы наблюдаем рассогласование как минимум двух вменений, которые юноша вынужден как-то согласовать [71, с. 171]. Первое – требование ответственного отношения к своему будущему («ты уже большой, школа заканчивается и хочешь – не хочешь а будешь вступать во взрослую жизнь»). Второе – усомневание компетентностей старшеклассника («ты еще маленький и безалаберный, а мы пожили жизнь – поступать надо вот так»).

Такое понимание противоречия юношества согласуется с представлениями Э. Эриксона [71, с. 166]: «На этой стадии сексуально зрелый индивид более или менее долго задерживается в реализации своей психосексуальной способности к близости и психосоциальной готовности к родительству».  Такой общественно заданный промежуток  является по сути своей – психосоциальным мораторием, который характеризует данный возраст и в течение которого молодые люди вынуждены искать свою нишу в обществе. При этом отсрочка связывается Эриксоном с двумя причинами [71, с.167]. Первая – чувство собственной неготовности к включению во взрослую жизнь: «Мораторий – это отсрочка, предоставленная кому-либо, кто еще не готов принять ответственность или хотел бы дать себе время на подготовку. Под психосоциальным мораторием мы понимаем запаздывание в принятии на себя взрослых обязанностей, но не только это». Второе – общественное «недопускание» юноши до взрослого дела: «Каждое общество и каждая культура устанавливает определенный мораторий для своих молодых граждан. Для большинства из них эти моратории совпадают с периодом учения…». Таким образом, оказывается, что возможны несовпадения самовменения и внешнего вменения готовности (готов, а не выпускают из школы и не дозволяют – или не готов, но выпускают и требуют). Эриксон прямо указывает, что моратории часто характеризуются «сочетанием затянувшейся незрелости и спровоцированного раннего развития». О таком же противоречии биологической зрелости и социальной незрелости как содержательно задающем возраст говорят Л.И. Божович и М. Кле в своих работах о юношестве [5,21]. Холл С. так же обсуждает данный период, как период между детством и взрослостью, характеризующийся кризисом самосознания и приводящий к появлению чувства индивидуальности [51, с. 143].