Проектирование образовательной перспективы как форма идентификации в старшем школьном возрасте (магистерская диссертация), страница 31

2. С помощью анализа по второму критерию нам удалось выявить рассогласование в возрастном самочувствии старшеклассников. Во-первых, старшеклассники не могут однозначно сказать чувствуют они себя взрослыми или нет (критерий 2-а), что проявляется во фразах типа: «когда как…». Интересен тот факт, что однозначное определение своей взрослости появляется лишь в случае внешнего отождествления их как взрослых и эта связь открыта самим старшеклассниками. На наш взгляд, именно тем, что такие отношения могут дать старшекласснику однозначное возрастное самочувствие, объясняется факт предпочтения старшеклассниками общения со взрослыми, которые реализуют «равные» отношения. Во-вторых, выяснилось, что критерии отнесения себя к взрослым являются внутренними и сформулированы в терминах компетентности, а критерии отнесения себя к не-взрослым являются внешними – что позволяет нам их интерпретировать как заданные внешнее отождествление[18] (критерий 2-б). Интересен тот факт, что сами старшеклассники указывают на то, что взрослость бывает разная и что по одним критериям они подходят под взрослого человека, а по другим нет, а так же на то, что можно быть по-разному взрослым в зависимости от окружения. Такие фразы как «Я то взрослый, то ребенок в зависимости от ситуации и окружения» и «Я размышляю как взрослый, а поступаю как ребенок» и сам факт наличия критериев взрослости интерпретируются нами как то, что такое качество как взрослость является в этом возрасте рефлектируемым. Значит можно говорить о том, что чувство взрослости у старшеклассника есть в самочувствии. (В отличие от подростка, который, скорее всего не признается, что он поступил как ребенок и это естественно, ведь ему приходится бороться за свою взрослость и доказывать, что она у него есть). Собственно, результаты по критерию 2-б соотносятся с представлениями о том, что осознание своих внутренних конфликтов – критерий юности. (Юноши и девушки в отличие от подростков осознают, что у них проблемы не с миром, а с собой, могут оформить данное противоречие и работать с ним, собственно именно поэтому мы говорим об образовании в старшем школьном возрасте). В-третьих, старшеклассники зачастую прямо говорят о рассогласовании отождествления их извне (родителями, учителями, местопребыванием) как детей и их собственным представлениям о взрослости, связанным с наличием некоторых качеств и умений, по которым они сами себя идентифицируют как взрослых. Таким образом выявленное нами рассогласование является осознанным. При этом особо отмечается, что взрослые отождествляют их по формальным критериям и не замечают их внутренних умений и компетентностей. В этом контексте мы хотим упомянуть интересный феномен: в этом возрасте различаются номинальных взрослые и «взрослость» (что в принципе не возможно в предшествующем подростковом возрасте в связи с жестким противопоставлением себя, своей субкультуры, и «взрослых»). Для старшеклассника же является открытием, что взрослые, например, родители по некоторым параметрам менее взрослые, чем они сами.

Итак, данные результаты позволяют сделать вывод, что рассогласования в самочувствии старшеклассника соответствуют описанному нами противоречию и связаны, с различием самоотождествления как взрослого по внутренним критериям и внешним отождествлением его как не-взрослого и с притязанием на внешнее отождествление их как взрослых и компетентных.

2 Метод – Контент-анализ текстов старшеклассников и подростков (контрольная группа) о взрослом человеке.

2 Объект – Представления старшеклассников и подростков о взрослости.

2 Предмет – Отношение ко взрослости, претензия на отождествление себя как взрослого.

Обоснование. Любые представления мы можем выявить, пользуясь различными вербальными методами. Однако для диагностики самочувствия и рассогласований в нем лучше всего подходят проективные методы [7,18 и др]. В контексте нашего исследования, нам важно выявить не столько личностные ситуации и глубинные переживания, сколько специфические возрастные характеристики испытуемых – поэтому для нас наиболее выгодным будет использование методов допускающих групповые обследования и стандартизацию результатов. Метод свободного сочинения удовлетворяет всем этим требованиям, также часто используемом для исследований особенностей подросткового и юношеского возрастов [26,39,73 и др.]. С одной стороны, данный метод позволяет получить вербальную информацию о  самочувствии респондентов более легкую в обработке, нежели графическая, например. С другой стороны, данный метод хотя и не является в точном смысле слова проективным, однако обладает некоторыми его специфическими чертами за счет своего продуктивного характера и специальным образом сформулированной инструкции: не жестко заданной, с использованием неоднозначных, слабоструктурированных стимулов.