Проектирование образовательной перспективы как форма идентификации в старшем школьном возрасте (магистерская диссертация), страница 24

Множество авторов определяют его как основное психологическое содержание, как задачу возраста, связанную с включением в систему общественных отношений. В связи с этим, мы рассмотрим подробнее его специфику и составляющие в следующем пункте главы.

4.2. Определение и специфика личностного самоопределения
в старшем школьном возраста

На основании анализа различных литературных источников посвященных рассмотрению личностного самоопределения в раннем юношестве мы выявили несколько основных характеристики данного процесса, которые мы последовательно рассмотрим в данном пункте / в данной главе.

Первая характеристика на которую указывают множество авторов является ориентированность личностного самоопределения в будущее.

Так, Гинзбург обсуждает проблему самоопределения как с необходимостью подразумевающую рассмотрение будущего [15], при этом он ссылается так же на размышления таких известных философов как М.М. Бахтин, С.Л. Рубинштейн. Устремленность в будущее обсуждается П.М. Якобсоном как специфика возраста, связанная с представлением старшеклассника о своих нераскрытых возможностях, о способностях преодоления препятствия и с желанием подтверждения своих умений и желанием выделится и самоутвердится среди окружающих [73]. Такое представление можно считать устоявшемся в современной психологии, в различных учебниках по возрастной психологии указывается такая характеристика старшеклассника как устремленность в будущее указывается в качестве основной и задающей процесс самоопределения [26,34,52,60 и др.]. По мнению Л.И. Божович  внутренняя позиция старшего школьника задается обращенностью в будущее, все настоящее выступает для них в свете этой основной направленности их личности (если подросток смотрит из настоящего в будущее, то старшеклассник из будущего в настоящее). «По содержанию на первое место выдвигаются мотивы, связанные с жизненным планом ученика, с его намерениями в будущем, его мировоззрением и самоопределением». [5, с 418]. Жизненные планы являются аффективным центром старшеклассников – именно выбор дальнейшего жизненного пути, самоопределение, становится для них тем аффективным центром ситуации, вокруг которого начинают вращаться вся их деятельность и вся их жизнь.

При этом самоопределение каждый раз обсуждается как активное конструирование своего будущего места в системе общественных отношений. Так, еще в педологии 30-х годов описано, что юноша должен «наметить свой жизненный путь, выработать свой характер, свои убеждения, найти свое призвание». Из современных авторов М.Р. Гинзбург определяет личностное самоопределение как «содержательное конструирование» [15, с. 47]. А так же пишет: «С психологической точки зрения самоопределение – это определение человеком своего собственного жизненного пути, поиск своего места в обществе, путей включения себя в жизнь социального целого» – задача определения своих отношений с обществом, т.е. отношения к общественным ценностям [16], определение претензий на статус, место в обществе, на профессию. А в современных социальных условиях и на образ жизни – по Л.М. Митиной. Л.И. Божович так же связывает конструирование такого места с построением мировоззрения. «Выбор будущего пути, потребность в нахождении своего места в труде, в обществе, в жизни, составляют для школьника этого возраста подлинный акт самоопределения, в свете которого только и можно понять все особенности данного возраста» [5, с 380.] В связи с задачами самоопределения старшеклассник занимается формированием собственного мировоззрения «т.е. обобщающего системного представления о мире в целом, о его законах и требованиях, безгранично расширяет ту среду, в которой живет юноша» и эта вторая среда не просто усвоенные правила и нормы, а «системная картина мира, в котором юноша хочет быть гражданином» [там же, с. 390]. Таким образом, мы можем говорить о том, что самоопределение понимается не только в смысле выбора, а в смысле конструирования картины мира и своего места в ней. Важность поиска и нахождения своего места в обществе подчеркивают так же зарубежные психологи[11], причем отмечается важность активного его конструирования, связанного с одной стороны с пересмотром существующих в обществе ценностей и норм, а с другой стороны с принципиально субъектным, самостоятельным отношением.