Проектирование образовательной перспективы как форма идентификации в старшем школьном возрасте (магистерская диссертация), страница 40

Таким образом, мы можем говорить о том, что личностное самоопределение в сфере образования по нормативу должно осуществляется посредством проектирования, и считать на данном этапе исследования нашу гипотезу подтвержденной.

5.5. Общие выводы по исследованию

В своей работе мы попытались выяснить адекватно ли мы сформулировали (теоретически и возрастно) основное противоречие возраста и форму его разрешения. Оказалось, что принципиальная возможность такого разрешения противоречия есть. На основании того, что старшеклассник опознает описанное нами противоречие как задачу своего развития и имеет претензию на ее решение, на основании того, что в претензии старшеклассника на способ работы с противоречием мы опознаем как указание на проектирование, и видим попытки использовать его в реальном действии по заполнению разрыва – самоопределении, – мы можем говорить о том, что формой осуществления идентификации в этом возрасте является проектирование. Причем поскольку ситуация задана таким образом, что есть возможность реально выстроить только образовательную перспективу и собственно именно на образование направлены претензии старшеклассников – то мы говорим о том, что предметом проектирования является образовательная перспектива и пути ее достижения. В ходе работы выяснилось, что реальные попытки осуществления проектирования старшеклассниками есть, однако на данном этапе они не могут быть отделены от условий наличной жизни старшеклассников. Фактически мы говорим о том, что в условиях, когда сами взрослые пытаются выстраивать новый тип отношений со старшеклассниками, проектировать вмешательство в процесс самоопределения старшеклассников мы находим такие прецеденты. Есть некоторые указания на то, что такие попытки проектирования в личностном самоопределении происходят даже в отсутствии всякой заданности. Однако открытым остается вопрос – за счет каких ресурсов это происходит, кроме того, на данный момент мы не можем с уверенностью сказать, что появление нормативного типа разрешения противоречий связано с определенными институциональными условиями. Таким образом, можно говорить о том, что гипотеза нашего исследования нуждается в уточнении относительно связи конкретных институциональных, личностных и других условий и возможностей для разрешения противоречия самоопределения старшеклассниками.

Кроме того, в результате исследования было обнаружено, что хотя проектирование используется как средство, но средств самого проектирования у старшеклассников зачастую не достаточно. И поскольку при нарушении действенных компонент личностного самоопределения (к которым относится построение жизненных планов) необходима организационно-педагогическая помощь [15], мы считаем необходимым разработать курс, направленный на восполнение данных дефицитов у старшеклассников. Результаты текущего этапа разработки представлены в Главе 6.

Глава 6. РАЗРАБОТКА ПРОГРАММЫ ПРАКТИКУМА ИНТЕНСИВА «Развитие временной перспективы и средств проектирования как основы процессов самоопределения старшеклассников»[25]

Итак, из исследования видно, что проектирование своей образовательной перспективы, или, по крайней мере, попытки проектирования случаются даже при отсутствии его организации. При этом очевидной является востребованность средств и способов проектирования как культурной формы. Об этом свидетельствует так же диагностика решения возрастных задач старшеклассниками, проводимая в рамках психологической службы гимназии «Универс», а так же анализ творческих работ 10-11-классников, вопросов и трудностей, с которыми они обращаются на консультацию к психологу, позволяют сделать вывод о наличии следующих дефицитов. Не достаточно средств самоопределения, анализа ситуации и постановки целей, есть дефициты самоорганизации и планирования,  умения работать с собственным временем. Все эти средства должны быть представлены старшеклассникам.

Допущения в основании разработки. Первое. Cвязность временной перспективы и способы проектирования являются необходимым ресурсом решения возрастных задач старшего школьного возраста. Однако нет оформленных культурных средств самоопределения, целеполагания представленных старшеклассникам. Второе. Необходима специальным образом организованная деятельность, в которой возможно появление для детей и присвоение детьми способов проектирования и организации, в том числе и времени. В этом допущении мы опираемся, в том числе на идеи Гинзбурга: личностное самоопределение – это процесс, причем становящийся, следовательно, возможно педагогическое влияние, которое не сводимо к профориентационной консультации с одной стороны, ни к учебному курсу с другой «научить этому нельзя, но помочь научиться можно» [16].