Проектирование образовательной перспективы как форма идентификации в старшем школьном возрасте (магистерская диссертация), страница 5

-  индивидуальное развитие или буквально психофизиологические возможности ребенка (может – не может);

-  возрастная стратификация общества по возрастам – задается системой требований со стороны взрослых и возрастно-специфичных стереотипов (должен – не должен);

-  возрастная символика – соответствующая система ожиданий по отношению к ребенку как члену своего сообщества (соответствует – не соответствует).

Второй – возраст как форма для развития. В данном аспекте возраст обсуждается в контексте развития некоторой системы, и понимается как форма для развития, характеризующая  определенный его этап и занимающая свое место в периодизации. Понятие о возрасте всегда конструируется внутри определенной практики развития в целях управления ей  [46]. В.И. Слободчиков рассматривает возраст, развитие и периодизацию развития как три взаимодополняющие и взаимообуславливающие категории. Множество существующих периодизаций детского развития отличаются ответами авторов на вопрос «что и как развивается?» Содержание возрастов задается тем, что развивается. Смена возрастов задается исходя из механизма развития, положенного в основу периодизации, представляющего собой диалектическое противоречие. Итак, второй аспект – это нормативное представление о возрасте положенное в генетических периодизациях детского развития (З. Фрейд, Э. Эриксон, Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, Ж. Пиаже, Л. Кольберг).

Третий – возрастно-идентификационные процессы. Для каждой стадии характерны специфические переживания ребенком возрастно-специфических требований и культурных вменений. Смена возрастов в периодизациях связывается с изменением отношения ребенка к базовому противоречию (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, Э. Эриксон, Л.И. Божович, В.И. Слободчиков и др.). Третий аспект задается «полюсом» ребенка, индивидуальным видением развития.

Рассмотрим подробнее этот последний аспект понимания возраста в контексте нашей работы.

1.2. Представление о возрастно-идентификационных процессах в западной (З. Фрейд, Э. Эриксон и др.) и отечественной
(Л.С. Выготский,Л.И. Божович, Д.Б. Эльконин и др.)
психологии развития.

Впервые наиболее отчетливо представление об идентификации появилось в работах З. Фрейда в контексте понятия защиты: «… мы вводим его (термин защита, - примечание М.М.) для общего обозначения всех техник, которые Я использует в конфликте и которые могут привести к неврозу»[3]. Как защита идентификация всегда связана с разрешением некоторого противоречия или конфликта, и используется как принятие данного противоречия внутрь личности, его присваивании. Со временем понятие идентификации заняло в работах Фрейда ведущее положение: оно стало обозначать не рядовой психологических механизм, а процесс формирования человеческой субъективности, механизм процесса развития [55]. Способы, противоречащие разрушающим Я силам (защиты) появляются в процессе идентификации со значимыми другими. Причем имеются в виду не объекты, а взаимодействия, отношения между людьми. Первые модели – это родители. Основное противоречие, которое задает процесс развития по З. Фрейду – это противоречие культурного и биологического. Развитие личности тесно связывается им с развитием сексуальности и с переживанием потери любви (изначально – материнского «лона»). В более поздних возрастах идентификация начинает связываться не столько с желанием иметь объект влечения (съесть как в первичной форме – интроекции), сколько уподобиться ему по внешнему виду. Защита идентификация – присвоение каких-то свойств, качеств внешних объектов, часто используется для подавления страха, связанного с отказом в любви. Механизм – взять угрозу во внутрь.[54]. При этом отмечается, что самоотождествление никогда не бывает полным – всегда речь идет о некоторых чертах объекта, т.е. об особой модели отождествления.

В психоанализе используется несколько близких по смыслу слов: интроекция и инкорпорация связаны с «поглощением» объекта или проникновением внутрь объекта, при этом инкорпорирование представляет собой телесный прообраз интроекции и самоотождествления. Интериоризация и идентификация так же очень близки по смыслу. В работах З. Фрейда мы не находим четкого различения. Современный психоанализ проводит различение по тому, чему уподобляется субъект: в идентификации происходит принятие в себя объекта (каких-то его свойств), а в интериоризации – отношения или взаимодействия, что, на наш взгляд, корреспондирует с идеей Л.С. Выготского об этапах психического развития – перехода извне – вовнутрь. Однако, не ясно какой из этих процессов первичен.