Проектирование образовательной перспективы как форма идентификации в старшем школьном возрасте (магистерская диссертация), страница 37

Таким образом, мы говорим не о норме, а о тенденции наличия образа взрослости, связанного с проектированием в старшем школьном возрасте.

Вывод относительно проверки гипотезы этапа.

Нами была решена задача данного этапа. В ходе исследования выяснилось, что основная специфичная характеристика образа взрослости сформулирована старшеклассниками в деятельностной форме (через описания активных действий и соответствующих им компетентностей). Наиболее адекватной для всех появившихся характеристик является социокультурное проектирование. Текстов с такими характеристиками большинство (как самих характеристик в текстах), это то самое существенное, что кардинально отличает образы взрослости старшеклассников от подростковых, а значит, мы можем говорить о возрастной специфике данного притязания. При этом мы говорим не о норме, но тенденции, которая в контексте не заданности возраста в культуре может рассматриваться нами как претендующая на нормативную. В связи с этим мы обсуждаем притязания старшеклассников на отождествление как претензию на метод социокультурного проектирования. На данном этапе работы мы не готовы обсуждать различное наполнение содержания данной претензии у конкретных школьников, а так же связывать наличие / отсутствие  подобных притязаний с конкретными условиями развития. Однако в первом приближении мы можем говорить о том, что гипотеза о претензии на такой общекультурный способ работы с противоречием как проектирование подтвердилась.

5.4. Проектирование в старшем школьном возрасте
(третий этап исследования)

Цель – Выяснить, какие реальные действия предпринимают старшеклассники для разрешения противоречия.

Основные вопросы: Какие действия предпринимает старшеклассник по отношении к ликвидации рассогласования идентификаций? Соответствуют ли эти действия сконструированному нами представлению о проектировании как форме идентификации? Как выявленные нами претензии на работу с будущим и его структурирование ложатся в реальные действия юношей и девушек? Случается ли проектирование даже там, где оно не организовано, т.е. без культурных форм самоопределения и институциональной заданности и достаточно ли ресурса для его осуществления у старшеклассников? Иными словами – адекватно ли мы смоделировали форму для разрешения противоречия?

Гипотеза №3 – Личностное самоопределение феноменально представленное в реально осуществляемых старшеклассниками действиях соответствует сущностным характеристикам проектирования, т.е. осуществляется посредством проектирования.

Задачи этапа:

- Выяснить, действительно ли социальная ситуация развития в старшем школьном возрасте по ведущей на наш взгляд линии развития, связанной со взрослением (принятием новых соц. ролей) требует обращения старшеклассников к культурной деятельности проектирования, требует построения поекта.

- Соотнести основные характеристики социокультурного проектирования (совершенной формы) с основным психологическим содержанием возраста – личностным самоопределением.

- Проанализировать феномены возраста как свидетельствующие об использовании различного рода ресурсов.

Метод – Сравнительное исследование.

Объект – Личностное самоопределение как основное психологическое содержание старшего школьного возраста и его феноменальное выражение в реальных действиях юношей.

Предмет – Соответствие личностного самоопределения сущностным характеристикам социокультурного проектирования.

Обоснование. В качестве объекта данного этапа исследования мы взяли личностное самоопределение, поскольку оно является основным психологическим содержанием возраста, описанным в феноменологических периодизациях юношества, которые по способу своего построения связаны с описанием и обобщением реальных действий старшеклассников. При выстраивании схемы данного этапа исследования мы опирались на представления о средстве, как том, что с одной стороны востребовано (адекватно для использования), а с другой стороны используется в действии для наиболее эффективного решения задачи. Таким образом, для того чтобы нам выявить использование / не использование проектирования в качестве средства надо проанализировать, во-первых, необходимо ли оно в ситуации самоопределения (развития) старшего школьника (требование ситуации), а во-вторых, используется ли оно реально в действии, т.е. отвечает ли процесс личностного самоопределения и действия с ним связанные сущностным характеристикам деятельности проектирования (требованиям ее эффективного осуществления). При этом соответствие чего-либо чему-либо выявляется посредством критериального анализа [18].