Проектирование образовательной перспективы как форма идентификации в старшем школьном возрасте (магистерская диссертация), страница 33

3.  Наличие прямых указаний на натуральность / относительность в понимании взрослого (на связность или отсутствие прямой связи «взрослость – возраст»). Наличие указаний на натуральность проявляется во фразах типа: «взрослый – это тот, кому больше 18 лет», «взрослые – это родители», «взрослый – это большой» и пр. Наличие указаний на относительность проявляется в фразах типа «взрослые определяются не по возрасту, ведь бывают и в 60 лет большие дети», «такие черты свойственны и подросткам и взрослым», «есть два понимания взрослости – по паспорту и по развитию» и пр. и однозначно свидетельствует о претензии на отождествление себя как взрослого.

4.  Наличие / отсутствие противопоставления «ребенок – взрослый» в текстах[19]. Наличие противопоставления, различение себя и взрослого, свидетельствует об отсутствии чувства взрослости и идентификации и детским сообществом. Отсутствие противопоставления или различения себя и взрослого точно свидетельствует об отсутствии идентификации с детским или подростковым сообществом и как минимум претензии на идентификацию со взрослым сообществом.

Первоначально нами был сформирован список из 12 критериев на основе пилотажного анализа 20 текстов школьников разного возраста и пола. Из списка экспертами в области психологии развития (5 человек) были отобраны данные 4 критерия как достаточные и непротиворечивые. По этим критериям, которые оказываются взаимосвязанными и служат для выявления зависимости «возраст – отношение ко взрослости», и проводился анализ текстов старшеклассников и подростков.

Итак, контент-анализ проводился относительно двух категорий: отношение ко взрослости и глагольные формы. За единицу анализа принимались не высказывания в тексте одного испытуемого, как это обычно бывает в индивидуальной диагностике, а текст, удовлетворяющий / не удовлетворяющий соответствующему критерию, т.е. тип текста в группе текстов данной возрастной категории. Частота встречаемости единицы – число текстов с той или иной характеристикой в группах текстов старшеклассников и подростков.

Данные в таблицах приведены по трем «возрастным» группам: 6-7 класс, 8-9 класс, поскольку, во-первых, так лучше видно динамику образа взрослости, чем если бы мы приводили только старшеклассников и контрольную группу подростков, а во-вторых, тексты 6 и 7 классов, а так же 8 и 9 классов оказались очень похожи как по отношению ко взрослости (этап 1), так и по содержанию (этап 2).

Результаты и интерпретация.

Что касается анализа текстов по критериям (все данные представлены в приложениях 3,4), то можно сказать следующее:

1.  Работы старшеклассников и подростков существенно отличаются по отношению ко взрослости (см. примеры текстов в приложении 2). По таблице № 1 приложения 3 распределения текстов по критериям отчетливо прослеживается возрастная динамика образа взрослости. Так, в большинстве текстов старшеклассников (81 %) мы встречаем инструментальное в противовес абсолютному (как в большинстве 78-90% текстов подростков) отношение ко взрослому. При этом взрослость в большинстве случаев описывается в содержательных, а не формальных качествах во всех возрастных группах, однако заметна достаточно сильная динамика от большей формальности описания в младшем подростковых текстах (6-7 кл.) до практически отсутствия таких описаний в текстах старших школьников. При этом наблюдается разница в том, какие именно формальные характеристики берутся. 6-7 классы – в основном про физическое развитие, 8-9 классы в основном про семью и работу, 10-11 классы – в основном про деньги, причем всегда в связке с умением их заработать (см. приложение 4). Так же необходимо отметить, что текстов, в которых взрослый обсуждается ценностно или через личностные качества почти нет (в отличие от текстов 8-9 классов), в основном – образ взрослого представляет собой набор некоторых компетентностей. Полученные нами результаты по первым двум критериям соотносятся с данными К.Н. Поливановой [39], которая так же указывает на первое появление ненатурального отношения ко взрослости с 8 класса и на нормативную тенденцию образа взрослости как ненатурального, инструментального и содержательного в старших классах.