Проектирование образовательной перспективы как форма идентификации в старшем школьном возрасте (магистерская диссертация), страница 42

Гинзбург «Развитие самосознания молодежи» [16]. Автор полагает, что, хотя самоопределение подразумевает самостоятельную постановку целей и т.д., однако это не значит, что старшеклассникам не нужна помощь, и что на этот процесс никак нельзя повлиять. Помощь необходима в осознании пяти основных моментов самоопределения, в соответствии с которыми сформулированы темы, каждая из тем включает три блока – беседа на тему, проведение анкеты, обсуждение результатов анкеты.

Предлагаемые темы работы: основные жизненные ценности; будущий социальный статус; будущая профессия; планирование жизни. Работа с пятым аспектом – разъяснение принципа планирования – в курсе не ведется. Кроме того, предполагается, что старшеклассник должен уметь трезво оценить свои возможности, согласовать их с ценностями, намерениями, стремлениями, поставить цель и промежуточные цели, выбрать пути и средства достижения.

Такая программа работает в «ценностно-смысловом поле» и не затрагивает действенных аспектов временно-пространственой организации, т.е. направлена преимущественно на осознание, а не на осредствление. Заявленное обсуждение согласованности целей и средств специальным образом не организовано, так же как и передача принципов планирования.

Все вышеописанные аспекты и минусы предыдущих курсов мы попытались учесть в нашей разработке [31].

Цель разработки – актуализация и оформление ресурсов связанных с проектированием (связность временной перспективы, ценности, анализ ситуации, постановка задач и т.д.), развитие на их основе способности планирования, как способности реализовать проект в определенной временной сетке и очередности действий.

Объект – решение возрастных задач старшими школьниками.

Предмет – временная перспектива, средства проектирования и планирования.

Материал преобразования – наличная ситуация самоопределения участников тренинга.

Описание методического подхода и инструментария. В практикуме используется групповая (5-12 человек) интенсивная форма работы. В программе курса были учтены особенности групповой динамики. При этом важными характеристиками данного метода является, организация, во-первых, самостоятельного открытия и оформления детьми культурных способов действия проектирования и планирования, а во-вторых,  обсуждения и оформления понятий, организующих рефлексию действия проектирования (время, цель, ресурс, план и др.). Логика работы как в курсе целиком, так и в тематических блоках – от актуализации наличных представлений и способов действия старшеклассников к их проблематизации, до оформления и опробования нового способа в ситуации собственного действия, и рефлексии. При работе используются различные формы и техники: игровые процедуры, конструирование конфликта, психотехники, брейншторминг, дискуссии, схематизация, рефлексия.

Описание программы курса. Практикум-интенсив состоит из двух частей. Первая посвящена собственно проектному отношению к будущему: работа с таким аспектом самоопределения как временная перспектива (это и ресурс и предмет работы), анализ собственных дефицитов, способы целеполагания и постановка собственной цели. Вторая часть работы относится к анализу имеющихся  ресурсов и составлению плана действий – т.е. представляет собой выход на функцию планирования. Таким образом, курс включал в себя четыре взаимосвязанных тематических блока. 1. События и время. 2. Целеполагание. 3. Задачи и ресурсы. 4. План. 

Краткая программа курса представлена в приложении 10.

Ожидаемые результаты.

Старшеклассники освоят способы проектирования и планирования. Обнаружим: 1) через анализ индивидуальной образовательной программы. Способ: мониторинг в форме сессий по коррекции индивидуального учебного плана старшеклассника (основания выбора профиля, внутренняя согласованность плана); 2) через экспертные оценки классного советника и педагогов, обучающих юношу или девушку (свидетельства об изменении способов самоорганизации, выделение характеристик субъектности в образовательной деятельности); 3) через сравнение результатов диагностики типа «фактического действия» старшеклассника перед началом реализации программы и после ее окончания.