Проектирование образовательной перспективы как форма идентификации в старшем школьном возрасте (магистерская диссертация), страница 41

В связи с этим нами начала разрабатываться программа курса, направленного на обнаружение и оформление средств восполнения данного дефицита для детей.

Мы полагаем, что наиболее важной в работе со старшеклассниками является активизация осмысления личных целей и путей самореализации, инициация осознанной работы по конструированию средств (в том числе и категориальных, знаковых) и способов проектирования (структурирования личного пространства-времени). Средства и способы проектирования можно передавать в виде специального практикума-интенсива. Наиболее адекватными для этого представляются групповые методы работы.

Обоснование методов работы. Кроме того, важными для нашей работы явились следующие положения. Решение данных задач возможно в рамках специальных занятий (в рамках классных часов) [16]. Многими авторами отмечается адекватность групповых методов работы, так как при самоопределении важным фактором является видение других перспектив, других претензий и ресурсов. Наиболее важным моментом работы со старшеклассниками является не столько получение ими представлений о психологии жизненного пути, сколько активизация осмысления личного жизненного опыта, целей и путей самореализации; отмечается важность обсуждать со старшеклассниками жизненно важные для них вопросы на их материале [16, 20]. «Существующие формы и методы работы с событийным содержанием личностного времени в основном разрабатывались в рамках психотерапевтического подхода и адекватны задачам и условиям оказания психологической помощи людям, находящимся в кризисной или конфликтной жизненной ситуации. Поэтому актуальной становится задача разработки программ и методов коррекции восприятия событий жизненного пути, ориентированных на обычную профориентационную работу в школе» [20, с. 56].

Анализ существующих программ с точки зрения их достаточности для достижения заявленных целей (Толстых, Гинзбург, Пряжников, Иванушкина С.А.,  Кроник-Головаха).

Для того чтобы понять место нашей разработки нами был проведен анализ существующих программ по работе с самоопределением старшеклассников.

Толстых Н.Н. «Программа развития временной перспективы и способности к целеполаганию для учащихся 15-17 лет» [48]. Данный курс направлен в первую очередь на коррекционную работу со старшеклассниками, у которых выявлен недостаток ресурсов представления будущего (не выстроенная временная перспектива), повышенная тревожность в этой сфере или общая неуверенность в себе. В связи с этим используемые методы работы в основном психотерапевтические, в том числе и методы НЛП. Данный курс выстроен в общей логике проектирования: от общих ценностей и постановки жизненной цели до ее конкретизации в частные цели и способы достижения. Однако работу координирует не старшеклассник, а тренер, у которого есть набор техник постановки, конкретизации целей и пр. и который последовательно предлагает старшекласснику выполнять то или иное упражнение. Результатом курса является наличие более четкого, нежели до курса образа будущего и снятие неуверенности в себе (положительный паттерн успеха). При этом остается не понятным важность группы для данной работы, т.к. используемый стиль и техники в целом соответствуют индивидуальному консультированию. Итак, данный курс не подходит под заявленные нами цели по трем причинам: ориентированность программы на узко-определенный тип трудностей старшеклассников, коррекционный, а не развивающий характер, отсутствие работы по передаче старшекласснику способов проектирования и планирования.

На данный момент разработано множество упражнений, игр и методических приемов для развития временной перспективы и межсобытийных связей. (Кроник А.А. и Головаха Е.И. [17]). А так же для  влияния на степень определенности профессиональной перспективы (в основном, через влияние на организацию личного времени). (Пряжников Н.С., в том числе в соавторстве с Иванушкиной С.А. [20]). Данный инструментарий носит в основном психотерапевтический характер и направлен на работу со связностью и насыщенностью временной перспективы. Сформированные на их основе курсы так же не работают с функцией планирования, которая востребована для решения возрастных задач.