Мальчик, 9 класс: «Я думаю взрослый это тот же ребенок, только серьезный и ответственный».
Девочка 9 класс: «Во-первых – взрослый человек отвечает за свои поступки (в 99% случаев это действительно так). Во-вторых – взрослый человек становится серьезнее и жестче. Он становится расчетливее и хитрее, столкнувшись с «правдой жизни». Но иногда у него остается немного детской наивности и доброты, щедрости и понимания».
Пример №3. Конфликтное, негативное отношение ко взрослому (выдержки из текстов).
Мальчик, 11 класс: «Наученные горьким опытом, люди становятся более скрытными, недоверчивыми, стараются просчитать каждый свой шаг вплоть до мелочей. Очень многие взрослые живут в семье. И очень многие из них несчастны. Вот еще одна характерная черта. Постоянная нехватка времени делает людей раздражительными и суетливыми.»
Девочка, 11 класс: «На примере моих родителей можно выделить некоторые характерные черты. Для всех не секрет, что взрослые более реалистичны. Они не умеют или просто не хотят мечтать. <…> Очень часто они пытаются решать сами за нас, очень редко у них это получается. Они желают нам только добра, только самого лучшего, но они не всегда знают чего мы хотим на самом деле! Но порой нам и хотеть запрещается!!! <…> Иногда они вымещают свои проблемы на нас, но если задуматься, то и мы не редко делаем тоже самое! Я считаю, что все разногласия между взрослыми и детьми происходят в результате личных непониманий, которые возникают из-за возрастных несовпадений. Хочется пожелать всем взрослым терпения к нам, детям, т.к. мы неопытные в этой жизни, и чтобы они почаще вспоминали себя в нашем возрасте!»
Таблица №1
Распределение частот по критериям контент-анализа
(Данные приводятся в процентах от общего числа текстов данной возрастной категории)
Критерии |
6-7 (50) |
8-9 (52) |
10-11 (42) |
Абсолютность / инструментальность |
90 10 |
78 22 |
19 81 |
Формальность / содержательность критериев |
52 48 |
24 76 |
19 81 |
Указания на натуральность / относительность в понимании взрослого. |
18 6 |
10 6 |
5 25 |
Есть / нет противопоставление «ребенок - взрослый». |
100 0 |
96 4 |
7 93 |
Таблица №2
(Данные приводятся в количестве текстов с примечаниями о специфике)
6-7 (всего 50 текстов) |
8-9 (всего 52 текста) |
10-11 (всего 42 текста) |
|
Есть, имеет |
7 (перечисляются предметы или свойства, которые есть у взрослого) |
0 |
0 |
Может |
4 (используется в описании свободы и независимости) |
4 (используется в смысле дозволенности и обществом и самим собой: «уже может») |
2 |
Умеет, способен, умение |
1 |
6 |
20 (используется так же «готов к…») |
Должен |
4 (используется в описании необходимостей, с которыми сталкивается взрослый: «должен делать всегда», «приходится», «надо») |
10 (описывает требования к качествам взрослого: «должен быть», «должен обладать») |
13 (описывает требования к компетентности: «должен мочь», «должен уметь», «должен быть») |
Стремится, пытается, начинает, старается и пр. |
1 |
3 |
9 |
Основная глагольная форма |
Имение (взрослый – это есть, имеет и может). |
Долженствование (обладать определенными качествами). Примечание в текстах 8-9 кл. мало глаголов – в основном описываются личностные характеристики. |
Умение (способен, должен быть способен и стремится к определенной способности) |
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.