Проектирование образовательной перспективы как форма идентификации в старшем школьном возрасте (магистерская диссертация), страница 48

Мальчик, 9 класс: «Я думаю взрослый это тот же ребенок, только серьезный и ответственный».

Девочка 9 класс: «Во-первых – взрослый человек отвечает за свои поступки (в 99% случаев это действительно так). Во-вторых – взрослый человек становится серьезнее и жестче. Он становится расчетливее и хитрее, столкнувшись с «правдой жизни». Но иногда у него остается немного детской наивности и доброты, щедрости и понимания».

Пример №3. Конфликтное, негативное отношение ко взрослому (выдержки из текстов).

Мальчик, 11 класс: «Наученные горьким опытом, люди становятся более скрытными, недоверчивыми, стараются просчитать каждый свой шаг вплоть до мелочей. Очень многие взрослые живут в семье. И очень многие из них несчастны. Вот еще одна характерная черта. Постоянная нехватка времени делает людей раздражительными и суетливыми.»

Девочка, 11 класс: «На примере моих родителей можно выделить некоторые характерные черты. Для всех не секрет, что взрослые более реалистичны. Они не умеют или просто не хотят мечтать. <…> Очень часто они пытаются решать сами за нас, очень редко у них это получается. Они желают нам только добра, только самого лучшего, но они не всегда знают чего мы хотим на самом деле! Но порой нам и хотеть запрещается!!! <…> Иногда они вымещают свои проблемы на нас, но если задуматься, то и мы не редко делаем тоже самое! Я считаю, что все разногласия между взрослыми и детьми происходят в результате личных непониманий, которые возникают из-за возрастных несовпадений. Хочется пожелать всем взрослым терпения к нам, детям, т.к. мы неопытные в этой жизни, и чтобы они почаще вспоминали себя в нашем возрасте!»

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Таблица №1

Распределение частот по критериям контент-анализа

(Данные приводятся в процентах от общего числа текстов данной возрастной категории)

Критерии

6-7 (50)

8-9 (52)

10-11 (42)

Абсолютность /

инструментальность

90

10

78

22

19

81

Формальность / содержательность критериев

52

48

24

76

19

81

Указания на натуральность / относительность в понимании взрослого.

18

6

10

6

5

25

Есть / нет противопоставление «ребенок - взрослый».

100

0

96

4

7

93

Таблица №2

Употребляемые глаголы и глагольные формы

(Данные приводятся в количестве текстов с примечаниями о специфике)

6-7 (всего 50 текстов)

8-9 (всего 52 текста)

10-11 (всего 42 текста)

Есть, имеет

7 (перечисляются предметы или свойства, которые есть у взрослого)

0

0

Может

4 (используется в описании свободы и независимости)

4 (используется в смысле дозволенности и обществом и самим собой: «уже может») 

2

Умеет, способен, умение

1

6

20 (используется так же «готов к…»)

Должен

4 (используется в описании необходимостей, с которыми сталкивается взрослый: «должен делать всегда», «приходится», «надо»)

10 (описывает требования к качествам  взрослого:  «должен быть», «должен обладать»)

13 (описывает требования к компетентности: «должен мочь», «должен уметь», «должен быть»)

Стремится, пытается, начинает, старается и пр.

1

3

9

Основная глагольная форма

Имение (взрослый – это есть, имеет и может).

Долженствование (обладать определенными качествами). Примечание в текстах 8-9 кл. мало глаголов – в основном описываются личностные характеристики.

Умение (способен, должен быть способен и стремится к определенной способности)