Проектирование образовательной перспективы как форма идентификации в старшем школьном возрасте (магистерская диссертация), страница 4

Основной вопрос с которым связана работа – в каких формах, за счет чего, в каком действии это противоречие могло бы разрешаться? В каком действии идентификация могла бы быть востребована как предмет?

Цель работы: выяснить, в какой форме происходит идентификация в старшем школьном возрасте.

Задачи работы:

1.  Выяснить, с каким противоречием отождествляются старшеклассники

2.  Выяснить, на какой способ разрешения противоречия претендуют

3.  Выяснить, какие реальные действия они предпринимают для разрешения противоречия

4.  Выяснить, какова та сфера, в которой возможно разрешение противоречия

Гипотеза работы:

Старшеклассник идентифицирует как свое противоречие самоотождествления как взрослого и компетентного и внешнего общественного отождествления как ребенка и некомпетентного. Старшеклассник претендует на такой способ разрешения данного противоречия (конструирования конфликта) как проектирование и пытается посредством него осуществлять свое реальное действие самоопределения. Причем сферой, относительно которой осуществляется проектирование, является образовательная перспектива.

В общем виде гипотеза звучит следующим образом: формой осуществления идентификации в старшем школьном возрасте является проектирование образовательной перспективы.

Объект исследования: феноменология старшего школьного возраста.

Предмет исследования: форма идентификации в старшем школьном возрасте.

При проверке гипотезы в соответствии с задачами работы нами были использованы несколько различных методов и методик.

Методы: феноменологический анализ, контент-анализ, критериальный анализ.

Методики: беседа, включенное наблюдение за дискуссией старшеклассников, свободное сочинение, разрабатываемая методика исследования возрастного самочувствия и др.

В исследовании принимали участие 42 старшеклассника (10 классы 22 человека, 11 классы 20 человек) и 102 учащихся 6 – 9 классов гимназии №1 «Универс» г. Красноярска. Всего 144 человека, из них – 70 мальчиков и 74 девочки [30].

В качестве материала для анализа мы использовали феномены, зафиксированные в литературных источниках, собственной психологической практике, материалы бесед с учащимися 10-11 классов и наблюдения дискуссий старшеклассников различных школ сибирского региона (Красноярск, Томск, Новосибирск, Мыски, Нижнеудинск, Железногорск и др.), а так же результаты, полученные на предыдущем этапе нашей исследовательской деятельности (2000 г.)[1].

По результатам исследования была начата разработка практикума-интенсива «Развитие временной перспективы и средств проектирования как основы процессов самоопределения старшеклассников»[2]

Практикум проводился для группы из 10 учащихся обоих полов старшей школы гимназии «Универс» г. Красноярска в 2001 г., в течение 20 часов (4 дня по 5 часов). 

Диссертационная работа состоит из двух основных частей. Теоретическая часть работы включает в себя рассмотрение таких понятий и объектов как идентификация, проектирование, феноменологические описания старшего школьного возраста. Практическая часть работы посвящена проведенному исследованию по проверке гипотезы и описанию разрабатываемого курса.

Глава 1. ИДЕНТИФИКАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ КАК ЗАДАЮЩИЕ ВОЗРАСТ

1.1. Три аспекта возраста

Традиционно в психологии развития возраст задается в трех аспектах.

Первый – возраст как социокультурное образование. Возраст представляет собой систему социокультурных требований, ожиданий и притязаний относительно определенной возрастной группы. Этот аспект связан с понятием «культурного возраста», который возникает в процессе исторического развития как социальная стратификация детства по отдельным возрастам (Эльконин, 1971). Культурный возраст представляет собой устойчивые системы (причем деятельностные), в определенной мере предписывающие и ребенку и окружающим взрослым особый тип взаимодействия [39, с.10]. И.С. Кон так же рассматривает возраст как культурное образование, причем в трех плоскостях [23]: