Проектирование образовательной перспективы как форма идентификации в старшем школьном возрасте (магистерская диссертация), страница 54


ПРИЛОЖЕНИЕ 10

Краткая программа практикума-интенсива.

Тема 1. Межсобытийные связи.

Задачи:

-  Оформить представления о времени, событиях и межсобытийных связях.

-  Работа с образами и событиями своего прошлого, настоящего и будущего и их связностью.

-  Оформить полученные представления о временной перспективе в схемы.

Процедуры:

1.  Авторская игровая процедура «Связь времен» [29].

2.  Упражнения, направленные на обнаружение детьми дефицитов связности времени в собственной жизни (оценить свое настоящее с точки зрения будущего; проанализировать связь своих действий в прошлом с ситуацией настоящего; проанализировать собственные способы работы со временем).

Результаты:

-  Оформленное представление о времени как о предмете специальной работы.

-  Схема, изображающая связь прошлого, настоящего, будущего в действии человека.

-  Появление детских вопросов: «В чем специфика такого действия, как его осуществить?», «Как быть эффективным при работе со временем?»

Тема 2. Целеполагание.

Задачи:

-  Сформулировать ряд собственных целей.

-  Различить цели и желания, мечты, запреты, отказы от чего-либо.

-  Выработать правила формулирования целей.

-  Выработать принцип постановки целей.

-  Выбрать одну цель для работы с ней в рамках тренинга.

Процедуры:

1.  Суть упражнения состоит в представлении себя будущего (требования – четкий, конкретный образ, масса деталей и пр.) и последующей конкретизации его в10-15 «целей».

2.  Упражнение предназначено для оформления правил постановки целей. Суть упражнения состоит в вынесении на доску по одной цели от каждого участника с последующим обсуждением.

3.  Выбор одной цели для работы с ней в течение всего тренинга и уточнение этой цели на основании выработанных правил.

4.  Игровая процедура «Поиск неизвестного предмета» (Слободчиков В.И.).

Результаты:

-  Правила формулирования целей.

-  Техника постановки целей «от образа желаемого будущего».

-  Сформулированная каждым ребенком цель для дальнейшей работы с ней в рамках данного практикума.

-  Выявление недостаточности постановки целей для эффективного осуществления действия. Постановка вопроса о необходимости постановки промежуточных задач и подбора ресурсов.

Тема 3. Ресурсы.

Задачи:

-  Различить ресурс и его источники, условия действия и т.д.

-  Составить обобщенный перечень возможных ресурсов.

-  Конкретизировать ресурсы под свою цель.

-  Оформить представление о способах создания недостающего ресурса.

Процедуры:

1.  Игровая процедура «Стулья», направленная на проблематизацию стратегий использования ресурса.

2.  Брейншторминг на тему «Что такое ресурс?» и обсуждение.

3.  Конкретизация списка универсальных ресурсов под свою цель каждым ребенком на листе бумаги.

Результаты:

-  Понятие ресурса.

-  Понимание организации как главного ресурса.

-  Дефицитная ведомость под собственную цель.

Тема 4. Планирование

Задачи:

-  Выработать форму плана.

-  Апробировать форму плана.

-  Создание плана действий на основании собственных цели и ресурсов.

-  Восстановить схемы, полученные в ходе практикума.

-  Оформить способ планирования.

Процедуры:

1.  Игровая процедура «Спички» (модификация).

2.  Обсуждение того, что такое «план» и того, что должно быть в плане. Конструирование формы плана.

3.  «Планирование съемки рекламного ролика о школе». Направлено на опробование формы плана.