Проектирование образовательной перспективы как форма идентификации в старшем школьном возрасте (магистерская диссертация), страница 18

Для конкретизации и обоснования предположения о проектировании как форме идентификации необходимо обратиться к тому реальному социокультурному контексту, в котором существует современный старший школьный возраст.

2.5. Социокультурный контекст возраста как одна из
составляющих социальной ситуации развития в конкретно
исторический период.

Важность понимания культурно-исторической и социальной ситуации для видения специфики возраста указывалась многими авторами [12,32,71 и др.].

В этой главе мы попытаемся описать современную социокультурную ситуацию как в ее специфических чертах, так и на противопоставлении к «советским временам». Такое противопоставление представляется нам важным, поскольку в тот период проводилось огромное число исследований, в том числе и по профессиональному самоопределению в старшем школьном возрасте, строились основные периодизации. А, во-вторых, потому что одни из самых важных субъектов в жизни старшеклассников – их родители – учились в той, советской школе и определять свой дальнейший путь, находить свое место им приходилось в другом обществе.

Современная состояние общества характеризуется ситуацией ценностно-нормативной неопределенности, размытости идеологической среды, наличия кардинально различных образцов успешности в жизни, а так же состоянием кризиса культуры, когда огромное значение играют СМИ, театрализация общества и др. [45].  По сравнению с советскими временами изменилась системы вертикальной мобильности. Родителями современная жизнь видится как та, в которой, чтобы чего-то добиться – надо уметь вертеться, при этом "хорошо образованный человек" – имеет наилучшие шансы в жизни и права на преимущества перед другими [28]. Современная среда предъявляет требования культурности, мобильности, образованности. На сегодняшний момент экономического расслоения общества далеко не все профессии рассматриваются как показатель успешности (в советские времена «все работы хороши»). Кроме того, по тем временам профессиональное самоопределение старшеклассников понималось как поиск своего места в сложившейся системе производства (Л.С. Выготский). На сегодняшний день мы не имеем единого государственного планирования производственного процесса – размыта карта рабочих мест, отсутствует система направления после школы и распределения после Вуза. Таким образом, мы наблюдаем разрыв ранее однозначной связи «профессия – образование». Этот разрыв усугубляется в связи с переходом к рыночной экономике появлением огромного числа новых, «модерновых» профессий, про которые обывателю почти ничего не известно [33]. При этом часть новых профессий полипредметны и требуют сложных, в том числе и методологических компетентностей («на них нигде не учат»). Так, некоторыми авторами прямо отмечается, что старшая школа в связи со сложившейся ситуацией в обществе должна быть нацелена на работу с общекультурными и методологическими компетентностями [63].

Относительно специфики профессионального самоопределения в современных условиях важно отметить следующее. «Сейчас можно наблюдать, что в некоторой степени «идеальный образ профессионала» заменен на «идеальный образ жизни» <…> Неопределенность ценностных представлений о самой профессии смещает ориентиры на выбор предпочитаемого, желаемого образа жизни с помощью профессии (курсив наш – М.М.), которая уже выступает средством достижения этого образа жизни, а не его существенной частью». [33, с. 28]. Мы бы хотели еще усилить этот тезис: не выбор профессии и даже не выбор образа жизни – ведь на данный момент в связи с ценностно-нормативной неопределенностью можно говорить о том, что нет четко культурно оформленных образов жизни, – а индивидуальное проектирование образа жизни.

Таким образом мы видим, что современная ситуация предъявляет по отношению к выпускнику школ достаточно серьезные требования, которые он при прочих равных не может удовлетворить. Выпускник школы не востребован на современном рынке труда и не может быть достаточно успешным в плане карьеры сразу по окончании школы. Максимум, которого он может добиться – низко квалифицированный рабочий труд. Среднее школьное образование не воспринимается самими учащимися как достаточное для современной жизни. По господствующему мнению, только особые, как правило, неблагоприятные, обстоятельства могут заставить молодого человека ограничить свое образование средней школой. Если раньше оказывалось, что процесс психического развития, т.е. процесс становления личности, в основном завершается к концу старшей школы вместе с наступлением трудовой и гражданской зрелости человека [5, с. 366], то сейчас мы не можем этого утверждать, как раз в виду того, что сразу после окончания школы невозможна трудовая и тем более гражданская зрелость. И если раньше в глазах родителей и учителей школа воспринималась как место «подготовки к большой жизни», то теперь наиболее широким контекстом для старшей школы является система получения высшего образования, а отнюдь не «семья» и не «трудовая жизнь»[7]. Итак, оказывается, что школа становится осмысленной как институт только относительно дальнейшего образования. Сама по себе старшая школа исторически появилась в связи с Вузом,  – отмечает П.Г. Щедровицкий, – и в отрыве от него не имеет самостоятельного смысла, а потому он предлагает рассматривать старшую школу как начальное высшее образование. [64].